Квадратная мандала мавзолея Саманидов
Одним из главных архитектурных шедевров Бухары является древний царский мемориал – мавзолей Саманидов IX-X вв. На каждой из его четырех стен в тимпанах арок находится хорошо известный квадратный знак. Его геометрия проста - друг в друга последовательно вписаны: внешний квадрат; диагонально смещенный квадрат; внутренний квадрат;круг. Оказывается аналогичный символ можно обнаружить и в Китае в наскальных росписях пещер Дуньхуана - крупнейшего раннесредневекового буддийского центра Восточной и Центральной Азии. Этот знак венчает потолок мирового «шатра», по которым разыгрываются сцены буддийской мифологии, в датируемых VI в. пещерах № 249 и № 285.
Поскольку дуньхуаньское изображение полнее и подробнее оно и дает ключ к расшифровке семантики мандалы Дуньхуана-Саманидов. Центральный («зеленый») квадрат представляет Землю = Поле Жизни. Земля (Поле) имеет в своем центре оплодотворенное (семена внутри круга) женское (круглое) начало. От этого центра во все стороны пространства (4 основных направления + 4 диагональных) развивается Жизнь (растительный элемент во внешнем контуре богаче внутреннего). Таким образом, если классическая мандала – космическая, то мандала Дуньхуана-Саманидов – земная, представляет универсальную формулу Развития Жизни.
Обратим также внимание, что знак Мавзолея Саманидов является плоской проекцией самого Мавзолея. На эту мысль наводит связь «куб-квадрат» и «купол-круг», параллель между 40 «перлами» знака и 40 арочными проемами Мавзолея. В объемной композиции Мавзолея сочетание диагональных друг к другу квадратов выражают открытые на четыре стороны проходы арочных проемов. Неожиданная связь плоской мандалы с объемной архитектурой имеет объяснение в рамках буддийской традиции. Знак мандалы в тантризме – формальный образ трехмерного священного дворца, который и есть истинная мандала - дом для визуализируемого божества. Это сложное архитектурное сооружение необходимо мысленно воспроизвести в процессе медитации. Образцы деревянных дворцов тантрических божеств как реликвии хранятся в монастырях Тибета, где монахов специально обучают мысленному представлению дворцов на деревянных моделях и конструкторах.
подробнее в статьях: Арапов А. Буддийские мандалы и символика Саманидов // журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2002, № 2-3, С.12-16 ;
Булатов М.С., Арапов А.В., Туйчиева Ю.Г. Космограммы ранних исламских мавзолеев // Ежегодное издание Московского отделения. Международной Академии Архитектуры. – М., 2002, С.120-125;
|