Хостинг от uCoz


Научный сайт Арапова А.В.: главная страница

Статьи и доклады

Список публикаций
 
 Электронная библиотека

Исторический справочник

Книги на английском языке


КОСМОГРАММЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

     Каждому историко-культурному региону свойствена своя изобразительная знаковая система, отражающая сущностные стороны его культуры, представления о макро- и микро-косме. Здесь представлена небольшая коллекция знаковых композиций, собранных в Центральной Азии, и представляющих, по мнению автора, мироощущение её средневековой культуры. Время их «появления» относится к IX-XI вв., когда в рамках государств Саманидов, а позднее Газневидов, Караханидов и Сельджукидов происходил синтез собственно центральноазиатской и мусульманской традиций. Новое знаковое поле строилось но основе абстрагированной символики, принципиально отличной от более древней изобразительной традиции Центральной Азии, тяготеющей к античной реалистичности. Сакральная геометрия этих знаков концептуально соответствует изобразительному «языку» восточных мандал и янтр, имеет продолжение в орнаментальных решениях ремесла Древней Руси, монетного чекана Золотой Орды, европейского оружия XV-XVI вв.


     Квадратная мандала мавзолея Саманидов (IX-X вв.)
     Мандала монеты амира Мансура ибн Нуха (X в.)
     «Звезда Давида» на афрасиабских панелях (IX в.)
     "Цветок Анахиты" на афрасиабских панелях (IX в.)
     "Цветок Анахиты" на афрасиабском блюде (X-XI в.)
     «Мужской» знак мавзолея Ак-Астана-баба (X-XI вв.)
     «Женский» знак мавзолея Ак-Астана-баба (X-XI вв.)
     "Плетенка счастья» на афрасиабском блюде (X-XI вв.)
     "Плетенка счастья» на миланских доспехах (XVI вв.)