«Звезда Давида» на афрасиабских панелях (IX в.)
Два панно из коллекции саманидских панелей с резным штуком, найденных на холме Афрасиаб в Самарканде (IX в.) имеют центром композиции шестиконечную звезду, образованную переплетением двух треугольников («звезда Давида»), фиксирующую шесть лучей произрастания растительных элементов. Традиционная семантика звезды «Давида» - взаимодействие мужского и женского начала как основы жизни: треугольник вершиной вверх – мужское начало (огонь, небо), вершиной вниз – женское начало (вода, земля). В индийской символике эта форма символизирует союз Шивы и Шакти (мужского и женского божеств) и служит основой множества «янтр» - изобразительных композиций для медитаций. Характер использования символа шестиугольной звезды на раннесредневековых панелях Афрасиаба указывает на то, что это знак, видимо, был связан с сакральными силами плодородия и культом вечно живой растительной силы.
Приверженность жителей древнего Самарканда культу вечной растительной, природной силы, наряду со средневековой афрасиабской символикой, подтверждается существованием на Афрасиабе трех исламских культовых мест, возникших ок. X-XI вв. Это – мемориал Шахи-Зинда, связанный с культом Кусама ибн Аббаса, признанного «неумирающим царем». Затем – мечеть Хазрет-Хызра, связанная с «кадамжоем» этого вечного странника, испившего по преданиям живой воды. Наконец, третье место – мазар и родник святого Ходжа Данияра, обладающего свойством «расти» в могиле.
Возможно саманидская «звезда Давида» вместе со знаком «цветка Анахит» («женский» знак) образовывали общую семантическую пару знаков аграрно-магического заклинательного культа. Позднее «звезда Давида» широко чеканилась на монетах Золотой Орды..
подробнее в статье: Арапов А. Символические «тексты» Афрасиаба // журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2004, № 3-4 , С.17-19.
|