Миланские доспехи.

Хостинг от uCoz
Главная страница
Статьи и доклады
Космограммы Центральной Азии
Samarkand. Masterpieces of Central Asia
Boysun. Masterpieces of Central Asia
Gravestone of Kussam-Ibn-Abbas
Afrasiab ceramics
"Плетенка счастья" на миланских доспехах (XVI в.)

         В оружейной экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится комплект миланских рыцарских доспехов XVI в., на которых многократно повторен четырехчастный квадратный «плетеный» знак. Он размещен на шлеме, панцире и явно выступает в качестве оберега. Та же знаковая композиция "сплетения" встречается еще в IX-XII вв.на афрасиабских керамических блюдах ,
         Основные фигуры орнамента переплетены между собой так, что, если бы они были реально изготовлены, то оказались бы неотделимы друг от друга. Этим выражается идея слитности, соединенности главных знаковых элементов макрокосмоса: растительности, Солнца, земли. В древней индоевропейской религиозно-мифологической традиции символика узлов была связана с космическим божеством Варуной – богом Луны и Воды, властителем магических «уз». Двумя наиболее простыми композициями «плетенки» оказались соединения круга и квадрата с крестообразной фигурой, образовавшими четырехчастные знаки: 1 – Солнца и растительности, 2 – земли и растительности. Сочленение этих добрых по отношению к Человеку сил мироздания символически противостояло враждебным силам, обеспечивая благополучие. «Плетенные» композиции, практически тождественные афрасиабским, стали характерным явлением орнаментации древнерусского искусства X-XIII вв..
         На этой же основе возник и знак – «плетенка счастья», характерный символ монетного чекана Золотой Орды. Он же целенаправленно используется в декоре мавзолея Кусам ибн Аббаса в комплексе Шахи-Зинда в Самарканде.

         подробнее в статье:
Арапов А. Символические «тексты» Афрасиаба
// журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2004, № 3-4 , С.17-19.