"Плетенка счастья" на афрасиабском блюде (X-XI вв.)
Характерной чертой знаковых композицй на афрасиабских керамических блюдах IX-XII вв., является использования принципа «сплетения». Основные фигуры орнамента переплетены между собой так, что, если бы они были реально изготовлены, то оказались бы неотделимы друг от друга. Этим выражается идея слитности, соединенности главных знаковых элементов макрокосмоса: растительности, Солнца, земли. В древней индоевропейской религиозно-мифологической традиции символика узлов была связана с космическим божеством Варуной – богом Луны и Воды, властителем магических «уз». Двумя наиболее простыми композициями «плетенки» оказались соединения круга и квадрата с крестообразной фигурой, образовавшими четырехчастные знаки: 1 – Солнца и растительности, 2 – земли и растительности. Сочленение этих добрых по отношению к Человеку сил мироздания символически противостояло враждебным силам, обеспечивая благополучие. «Плетенные» композиции, практически тождественные афрасиабским, стали характерным явлением орнаментации древнерусского искусства X-XIII вв..
В оружейной экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится комплект миланских рыцарских доспехов XVI в., на которых многократно повторен четырехчастный квадратный «плетеный» знак. Он размещен на шлеме, панцире и выступает в качестве оберега.
На этой же основе возник новый знак – «плетенка счастья», характерный символ монетного чекана Золотой Орды. Он же целенаправленно используется в декоре мавзолея Кусам ибн Аббаса в комплексе Шахи-Зинда в Самарканде.
подробнее в статье: Арапов А. Символические «тексты» Афрасиаба // журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2004, № 3-4 , С.17-19.
|