Мандала монеты амира Мансура ибн Нуха (961-976)
В Институте археологии Академии наук Узбекистана в Самарканде хранится необычная саманидская монета 969-970 гг. с именами амира Мансура ибн Нуха и Ахмада ибн Мансура. Это медный фельс традиционного для мусульманского мира образца, но имеющий квадратный знак с неисламской символикой. Внутри круговой надписи находится квадрат, окаймленный линейным текстом. В квадрат вписан круг с восьмилепестковой «ромашкой» (см.левый рисунок). Эта знаковая композиция тождествена классической мандале (в переводе с санскрита значит «священный круг») – сакральному символу северных направлений буддизма: махаяны, ваджраяны, тантризма, родившемуся в раннем средневековье и до сегодняшних дней используемому в практике ламаизма и тантра-йоги. Классическую мандалу образует триада вписанных друг в друга геометрических знаков: внешний круг – квадрат - внутренний круг. Внутренний круг, как правило, содержит восьмилепестковый «цветок». Это классический тип мандалы появляется в период оформления тантризма на рубеже VIII-IX вв., когда рождается традиция выражать принципиальные космологические представления в графической форме с помощью «языка» символов, сохранившаяся в практике построения цветных песочных мандал Тибета (см.правый рисунок).
«Квадрат в круге» описывает соотношение Земли и Космоса. Круг символизирует вселенную (вне его - Хаос, внутри - гармонический Космос), а также вечное движение, вращение небосвода. Квадрат обозначает Землю, земной мир. Его стороны связаны с четырьмя направлениями Пространства. Квадрат - первичный символ Гармонии мира.. В Древнем Китае квадрат был символом совершенства и миропорядка. “Квадрат в круге” расшифровывает устройство Мира как вечное единство, взаимосвязь Земли и Космоса. «Круг с цветком внутри квадрата» указывает источник Жизни на Земле. Лобовое прочтение «цветка» как солярного знака определяет таким источником Солнце – божественную энергию Космоса. В традициях ваджраяны и тантризма восьмилепестковый цветок символизирует природное, женское начало, детородное лоно. Центр «цветка» считается местом расположения сакрального объекта – божества или его символа. Как правило, это знак мужского начала - ваджра («палица грома») или фаллический символ. Призываемое божество спускается с небес в центр «янтры» и совершает действо («оплодотворяет цветок»), приносящее изобилие и успех. В итоге классическая мандала выражает раннесредневековые натурфилософские представления и ритуальные традиции буддийских культур Востока. Символ «квадрат в круге» в раннее средневековье был признан знаковым стандартом Китая и воспроизводился в конструкции монет с квадратным отверстием. Чеканка таких монет княжествами Согда в VII-VIII в. означала признание зависимости от китайской империи Тан.
Буддийский символ на монете мог означать декларацию Саманидами открытости своей политики, их готовности к компромиссам с восточным культурами. Если Аббасиды востребовали в исламскую картину Мира достижения Запада – в частности, греческую натурфилософию, то Саманиды положили начало освоению достижений Восточных цивилизаций. Так Самарканд становится крупнейшим на Среднем Востоке производителем бумаги, усвоив технологию ее изготовления из Китая и Восточного Туркестана. Отметим также, что операции с абстрагированными символами имеют прямую связь с развитием математической культуры. Геометрические мандалы как семантическое изобретение буддизма имеют общецивилизационное значение, сопоставимое с индийскими (арабскими) цифрами, эвклидовой геометрией, эпициклами Птолемея. Географическим местом их создания могли быть как области Восточного Туркестана, так и Средней Азии.
(подробнее в статье Арапов А. Буддийские мандалы и символика Саманидов // журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2002, № 2-3, С.12-16)
|