Научный сайт Арапова А.В.:
главная страница
 
Cтатьи и доклады
 
Электронная библиотека
 
Фотоальбом
 
Исторический справочник
 
Коллекция космограмм
 
Книги на английском языке
 
Другие материалы
в сфере политологии:
 
Светский путь в духе исламской культуры: размышления. - Ташкент, 1995
 
 
 
 

 

 Уманский Я.С., Арапов А.В.
 
ДИАЛОГИ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ: УЗБЕКИСТАН И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
                                                                                (Ташкент, 1994)
          
            Книга написана в форме диалогов авторов с возможными  оппонентами. Она раскрывает многообразие подходов к исследованию национальных и межнациональных отношений в Узбекистане и Центральной Азии. Она знакомит читателя с возможностями этнологии - науки, изучающей социальную сторону развития наций, и этно-политики - практического решения проблем национального и межнационального с помощью государственной и политической власти, культурного и духовного влияния на людей. "Диалоги" адресованы не только специалистам - этнографам и этнологам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории любознательных.
 
Авторы: Уманский Яков Самсонович, доктор педагогических наук,
               и.о.профессора Ташкентского государственного юридического института;
               Арапов Алексей Валентинович, кандидат педагогических наук,
               директор инновационной фирмы "ЦМИ".
 
ИЗДАТЕЛЬ - Ташкентский государственный юридический институт; на правах рукописи.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ - кафедра философии Ташкентского государственного юридического института.
 
Содержание  
                    Предисловие профессора, доктора юридических наук А.Х.Саидова      
     Глава 1. Штрихи исследования технологии этнической политики
     Глава 2. Азийство: универсальное и особенное проявление этнополитики в Центральной
                    Азии (взгляд из Узбекистана)
     Глава 3. Евразийство на постсоветском Востоке (на примере Узбекистана)
     Глава 4. Общественное развитие и воспитание молодёжи Узбекистана: диалог                   
                    азийской и европейской культур
      Глава 5. "Русский вопрос" в контексте межнациональных отношений в Узбекистане    
 
ПРЕДИСЛОВИЕ       
      Предлагаемое вниманию читателей размышление не является теоретическими построениями, эмоциональными зарисовками   иностранного путешественника или гостя из "ближнего зарубежья". Авторы выросли в Узбекистане, по убеждению стали его гражданами, их волнуют судьбы этой земли, великой своим прошлым и надеждами на будущее. Возникновение новой страны на рубеже ХХI века, да ещё в центре Центральной Азии, и тем более - 130 лет находившейся в составе сверхдержавы, которой не стало в считанные годы... Тут вряд ли допустима однозначность размышлений. Авторы избрали метод диалога, приглашают в собеседники читателя. К научной дискуссии привлекаются противоположные оценки и мнения. Общечеловеческая универсальность и особенность бытия наций, их соседство и взаимодействие, возрождение уникальности и возможности общности, государственная и общественная прочность многонациональной страны - всё это настраивает на деликатность, политическую и нравственную выдержку анализов и прогнозов.
      Государственная независимость Республики Узбекистан, провозглашённая 31 августа 1991 года, вызвала к жизни новую политическую философию. Наряду с проблемами выбора собственного пути обновления и прогресса, государственного строительства и движения к рыночной экономике, ключевое место в осмыслении реформ в Узбекистане занимают  проблемы национального самоопределения. В чём состоят основы духовности, национальной гордости, самостоятельная  роль узбекской нации? Как идёт сложение и как пойдёт развитие многонациональной государственной общности - народа Республики Узбекистан?
      Статья 8 Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 года, гласит: "Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности". Статья 18 гарантирует равенство прав и свобод граждан без различия этнических особенностей - национальности, языка, религии. Эти конституционные нормы раскрывают сущность этнической политики государства. Они полностью соответствуют общепризнанным международным нормам, решениям Организации Объединённых Наций по правам национальных меньшинств и групп.
       Ныне созидательная энергия узбекской нации концентрируется на создании своего государство, в котором, как в добром, общем доме, вместе с узбеками достойно живут, трудятся  и творят 120 национальных группы. Прогресс страны не мыслим без её открытости мировому сообществу. Открытость означает свободу информации, обменов людьми, культурное влияние. Естественно волнение в молодой стране о сохранении духовной самостоятельности, вне которой вряд ли возможна иная другая самостоятельность. Тогда, какими могут быть механизмы раноправного, добровольного и взаимно уважительного межгосударственного и межнационального влияния? По каким направлениям оно происходило веками, идёт сегодня и вероятно в перспективе? Где мера,сочетающая национальное и межнациональное, естественные границы этнической безопасности? Как укрепить уверенность национальных групп и меньшинств в сообществе, возглавляемом нацией, создавшей это государство? - Тем более, что национальное и межнациональное согласие - это краеугольное основание реформаторского курса Президента Узбекистана И.А.Каримова.
      Замечательным подтверждением глубочайших народных и
государственных корней принципа "национальное -многонациональное  как целостность" является цивилизация Согда - Турана - Мавераннахра - Туркестана - Узбекистана. Земли со многими именами, этносами, но земли единой судьбы, вновь и вновь, от древних времён царей - Ахеменидов, Александра Македонского, Тимура и Бабура, учёных - аль Хорезми, Бируни, Фараби, Ибн Сино, Улугбека, заявляющей о себе всему культурному миру.     
      Универсальной особенностью, вечно живым механизмом самообновления этой цивилизации была этническая политика. Её авторами стали, прежде всего, творческие люди, упорно превращавшие край в созвездие городов - Самарканд, Бухара, Гургандж, Ташкент, Хива, Коканд, Шахрисабз, Андижан, Наманган. Люди, вызвавшие к жизни плодородную землю садов, полей, пастбищ. Люди, три - две с половиной тысячи лет тому назад наладившие здесь произвоство металлов, научившиеся их превращать в нужные и прекрасные предметы труда и искусства. Люди, ставшие умелыми купцами на Великом Шёлковом пути от Дальнего Востока и до Ближнего Востока. Мощным потребностям этих людей к сближению подчинялись мудрые правители, ценившие, как Амир Тимур, людей по достоинствам и умениям, а не по национальности или языку.
      От уровня нации, страны, где она зарождается, этнополитика (привычнее говоря, национальная политика) поднимается на региональный, континентальный и мировой уровни. По этой причине через "Диалоги" проходят глобальные, многообъемлющие понятия - центральноазиатский супер-этнос, Евразия, евразийство, азийство. Самостоятельность теоретических подходов авторов проявляется в следующих аспектах.
     Во-первых, через стремление понять современное состояние интересов узбекской нации и народа Узбекистана, высказанное в государственных документах, политиками и общественными деятелями, прессой.
     Во-вторых, в попытке анализа качественно новой культурологической, этнографической ситуации, в которой находятся русские многонациональные группы русскодумающих граждан Узбекистана, сделавших свой собственный выбор и верящих в  гуманизм и справедливость узбекского народа.
     В-третьих, в понимании того геополитического расклада, который может обеспечить стабильность и прогресс исключительно при условии баланса национально-государственных интересов.  Отсюда: стержнем  "Диалогов" является соотнесение точек зрения азиатской и европейской цивилизаций, поиск встречных движений и предположения о путях упреждения ситуаций риска.
     Полагаю, что, работая над "Диалогами", Я.С.Уманский и А.В.Арапов,  внесли свой вклад в общественное осмысление культурологической концепции "Узбекистан - общий дом". Их работа является полезной для всех тех, кто глубоко интересуется современными процессами в Узбекистане и Центральной Азии.
 
      Акмал Саидов, профессор, доктор юридических наук       


Хостинг от uCoz