|
Уманский Я.С., Арапов
А.В.
ДИАЛОГИ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ: УЗБЕКИСТАН И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
(Ташкент, 1994)
Книга написана в форме диалогов авторов с возможными оппонентами.
Она раскрывает многообразие подходов к исследованию национальных и
межнациональных отношений в Узбекистане и Центральной Азии. Она
знакомит читателя с возможностями этнологии - науки, изучающей
социальную сторону развития наций, и этно-политики - практического
решения проблем национального и межнационального с помощью
государственной и политической власти, культурного и духовного
влияния на людей. "Диалоги" адресованы не только специалистам -
этнографам и этнологам, политологам и культурологам, но и широкой
аудитории любознательных.
Авторы:
Уманский Яков Самсонович, доктор педагогических наук,
и.о.профессора Ташкентского государственного
юридического института;
Арапов Алексей Валентинович,
кандидат педагогических наук,
директор инновационной фирмы "ЦМИ".
ИЗДАТЕЛЬ - Ташкентский государственный юридический институт; на
правах рукописи.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ - кафедра философии Ташкентского государственного
юридического института.
Содержание
Предисловие профессора, доктора юридических наук А.Х.Саидова
Глава
1.
Штрихи исследования технологии этнической политики
Глава
2.
Азийство: универсальное и особенное проявление этнополитики в
Центральной
Азии
(взгляд из Узбекистана)
Глава 3.
Евразийство на постсоветском Востоке (на примере Узбекистана)
Глава
4.
Общественное развитие и воспитание молодёжи Узбекистана: диалог
азийской и европейской культур
Глава
5.
"Русский вопрос" в контексте межнациональных отношений в
Узбекистане
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое вниманию читателей размышление не является
теоретическими построениями, эмоциональными зарисовками
иностранного путешественника или гостя из "ближнего зарубежья".
Авторы выросли в Узбекистане, по убеждению стали его гражданами, их
волнуют судьбы этой земли, великой своим прошлым и надеждами на
будущее. Возникновение новой страны на рубеже ХХI
века, да ещё в центре Центральной Азии, и тем более - 130 лет
находившейся в составе сверхдержавы, которой не стало в считанные
годы... Тут вряд ли допустима однозначность размышлений. Авторы
избрали метод диалога, приглашают в собеседники читателя. К научной
дискуссии привлекаются противоположные оценки и мнения.
Общечеловеческая универсальность и особенность бытия наций, их
соседство и взаимодействие, возрождение уникальности и возможности
общности, государственная и общественная прочность многонациональной
страны - всё это настраивает на деликатность, политическую и
нравственную выдержку анализов и прогнозов.
Государственная независимость Республики Узбекистан,
провозглашённая 31 августа 1991 года, вызвала к жизни новую
политическую философию. Наряду с проблемами выбора собственного пути
обновления и прогресса, государственного строительства и движения к
рыночной экономике, ключевое место в осмыслении реформ в Узбекистане
занимают проблемы национального самоопределения. В чём состоят
основы духовности, национальной гордости, самостоятельная роль
узбекской нации? Как идёт сложение и как пойдёт развитие
многонациональной государственной общности - народа Республики
Узбекистан?
Статья 8 Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря
1992 года, гласит: "Народ Узбекистана составляют граждане Республики
Узбекистан независимо от их национальности". Статья 18 гарантирует
равенство прав и свобод граждан без различия этнических особенностей
- национальности, языка, религии. Эти конституционные нормы
раскрывают сущность этнической политики государства. Они полностью
соответствуют общепризнанным международным нормам, решениям
Организации Объединённых Наций по правам национальных меньшинств и
групп.
Ныне созидательная энергия узбекской нации концентрируется на
создании своего государство, в котором, как в добром, общем доме,
вместе с узбеками достойно живут, трудятся и творят 120
национальных группы. Прогресс страны не мыслим без её открытости
мировому сообществу. Открытость означает свободу информации, обменов
людьми, культурное влияние. Естественно волнение в молодой стране о
сохранении духовной самостоятельности, вне которой вряд ли возможна
иная другая самостоятельность. Тогда, какими могут быть механизмы
раноправного, добровольного и взаимно уважительного
межгосударственного и межнационального влияния? По каким
направлениям оно происходило веками, идёт сегодня и вероятно в
перспективе? Где мера,сочетающая национальное и межнациональное,
естественные границы этнической безопасности? Как укрепить
уверенность национальных групп и меньшинств в сообществе,
возглавляемом нацией, создавшей это государство? - Тем более, что
национальное и межнациональное согласие - это краеугольное основание
реформаторского курса Президента Узбекистана И.А.Каримова.
Замечательным подтверждением глубочайших народных и
государственных корней принципа "национальное -многонациональное
как целостность" является цивилизация Согда - Турана - Мавераннахра
- Туркестана - Узбекистана. Земли со многими именами, этносами, но
земли единой судьбы, вновь и вновь, от древних времён царей -
Ахеменидов, Александра Македонского, Тимура и Бабура, учёных - аль
Хорезми, Бируни, Фараби, Ибн Сино, Улугбека, заявляющей о себе всему
культурному миру.
Универсальной особенностью, вечно живым механизмом
самообновления этой цивилизации была этническая политика. Её
авторами стали, прежде всего, творческие люди, упорно превращавшие
край в созвездие городов - Самарканд, Бухара, Гургандж, Ташкент,
Хива, Коканд, Шахрисабз, Андижан, Наманган. Люди, вызвавшие к жизни
плодородную землю садов, полей, пастбищ. Люди, три - две с половиной
тысячи лет тому назад наладившие здесь произвоство металлов,
научившиеся их превращать в нужные и прекрасные предметы труда и
искусства. Люди, ставшие умелыми купцами на Великом Шёлковом пути от
Дальнего Востока и до Ближнего Востока. Мощным потребностям этих
людей к сближению подчинялись мудрые правители, ценившие, как Амир
Тимур, людей по достоинствам и умениям, а не по национальности или
языку.
От уровня нации, страны, где она зарождается, этнополитика
(привычнее говоря, национальная политика) поднимается на
региональный, континентальный и мировой уровни. По этой причине
через "Диалоги" проходят глобальные, многообъемлющие понятия -
центральноазиатский супер-этнос, Евразия, евразийство, азийство.
Самостоятельность теоретических подходов авторов проявляется в
следующих аспектах.
Во-первых, через стремление понять современное состояние
интересов узбекской нации и народа Узбекистана, высказанное в
государственных документах, политиками и общественными деятелями,
прессой.
Во-вторых, в попытке анализа качественно новой
культурологической, этнографической ситуации, в которой находятся
русские многонациональные группы русскодумающих граждан Узбекистана,
сделавших свой собственный выбор и верящих в гуманизм и
справедливость узбекского народа.
В-третьих, в понимании того геополитического расклада, который
может обеспечить стабильность и прогресс исключительно при условии
баланса национально-государственных интересов. Отсюда: стержнем
"Диалогов" является соотнесение точек зрения азиатской и европейской
цивилизаций, поиск встречных движений и предположения о путях
упреждения ситуаций риска.
Полагаю, что, работая над "Диалогами", Я.С.Уманский и
А.В.Арапов, внесли свой вклад в общественное осмысление
культурологической концепции "Узбекистан - общий дом". Их работа
является полезной для всех тех, кто глубоко интересуется
современными процессами в Узбекистане и Центральной Азии.
Акмал Саидов, профессор, доктор юридических наук
|