Научный сайт Арапова А.В.:
главная страница
 
Cтатьи и доклады
 
Электронная библиотека
 
Фотоальбом
 
Исторический справочник
 
Коллекция космограмм
 
Книги на английском языке
 
Другие материалы
в сфере политологии:
 
Светский путь в духе исламской культуры: размышления. - Ташкент, 1995
 
 
 
 

 

 Уманский Я.С., Арапов А.В. Диалоги об этнической политике: Узбекистан и Центральная Азия. - Ташкент, 1994
          
       
Глава III. ЕВРАЗИЙСТВО НА ПОСТСОВЕТСТСКОМ ВОСТОКЕ
(НА ПРИМЕРЕ  УЗБЕКИСТАНА)
 

     Взаимопроникновение цивилизаций Европы и Азии началось еще в раннее  античное время в Средиземноморье. А затем весте с воинами Александра Македонского и эллинистической культурой диалог двух цивилизаций распространился на Ближний и Средний Восток, Центральную Азию. Великий шелковый путь-из Китая и до Средиземноморья-обеспечивал с большей или меньшей интенсивностью торговый и культурный обмен между двумя частями света почти дветысячи лет. Проникновение европейцев морским путем в Индию, Китай, Японию поменяло географическое направление, но не традицию взаимодействия цивилизаций.

     Однако общественно-политические концепции, исходящие из идеи о плодотворности такого взаимодействия, сравнительно молоды. Как самостоятельное духовне течение евразийство оформилось в 20-е годы нашего века в среде российской эммиграции в Западной Европе. Ныне под евразийством в широком смысле можно понимать, на взгляд авторов, философию ускорения общественного прогресса на основе взаимообогащения цивилизаций Востока и Запада. В Азии благодаря данному процессу соединяются формы европейской государственности-с восточными механизмамиее осуществления, уважение человеческой индивидуальнсти -с народным коллективизмом, высокоразвитая наука и техника, современный рынок - с общинностью во взаимоотношениях людей. Идеи евразийства с наибольшей полнотой воплощенны в Японии, дают потрясающий экономический эффект в Южной Корее, Сингапуре, Тайване, Турции. Пытались идти таким путем Российская империя и бывший СССР. Только совеский-искаженный-вариант евразийство назывался Чпролетарским интернационализмом“. Он опирался на европейкое и лишь терпел национальное.

     Ныне евразийство-как философия развития-осознанно и бессознательно, по самым различным направлениям проникает в умы людеей в азиатсвих странах СНГ. Во всяом случае для Узбекистана евразийство-не абстракция, а устоявшийся в нынешнем веке, признанный общественным мнением и реально действующий механизм делового и культурного сотрудничества народов на самых разных условиях. Он давно стал нормой государственной политики, основой межнационального согласия. К примеру, обобщенным продуктом евразийства является в Узбекистане государственная система: с одной стороны-парламент и местное самоуправление, базирующиеся на законодательствеевропейского типа, с другой-характерный для Востока централизованный тип управления с опорой на хокимов-правителей (действующих от имени Верховной власти), на самоупраляющиеся соседские общины и городские кварталы-махалля, на аксакалов.

     Евразийство требует от людей добровольногопризнания своих энтополитических ролей, которые в Средней Азии за последние сто тридцать лет меняются  уже в третий раз. Узбекистанцы, являющиеся представителями европейских и славянских, тюрских, кавказких и иных культур, делают свой судьбоносный выбор. Или они граждане Республики Узбекистан, или они ее гости. Да, на Востоке гостей бесконечно уважают, но до тех пор, пока те уважают хозяев. Понимание евразийства в азиатских государствах СНГ существенно отличается от поимания его русскими эмигрантами первой волны-князем Н.С.Трубецким и др. Основой для общественного развития здесь мыслитсяне европейская(русская) культура, а обственная-азиатская, мусульманская, национальная. Срабатывает не только синдром освобождения от имперского господства“. Указанный подход диктуется логикой опоры на собственные силы, отечественную культуру. Самоидентификация, самоуважение, восхищение собственной историей становятся мощными источниками энергии в критическом освоении западного опыта.

     С какого века вести историю узбекского народа? Неужели начинать только с VIII  века, с арабо-мусульманского завоевания, отсекая все иное и всех  иных? Как же быть с  тем, что Александр Македонский восхищался Маракандой-Самаркандом и считал Согдиану краем городов, торговли и земледелия? Современный Египет, будучи арабским и мусульманским, исчисляет свою историю и культуру со времен фараонов и пирамид, объединяет в одном народе арабов-мусульман и коптов-христиан, которые издавна живут на этой земле.

    Ключевой в евразийстве как модели устойчивого гармонического сотрудничества народов является проблема языка межнационального общения. Ломать копья тут нечего: средством такого общения язык становится тогда, когда несет с собой мощный поток ценной, жизненно необходимой научной, культурной, экономической, коммерческой, профессиональной информации.

    Что означает у нас термин "русскоязычные"?- Людей, говорящих на русском языке? Но к таковым в републике относится и значительная часть самих узбеков, проживающих в городах, также татар,армян, корейцев, казахов и других. Людей, которые знают только русский язык? Среди них, помимо славян, немало представителей иных культур, по различным причинам лишенных своего языка. В этом случае понятие "русскоязычные" означает комплекс сомазащиты, скрываемыю боязнь неполноценности. Вспомним как тяжко приходилось в СССР, да и в самой Узбекской ССР узбекам, не знавшим русского языка. Полвека потребовалось для того, чтобы широкие слои узбеков овладели руским языком на бытовом и литературном уровнях.

     Большой интерес в этом плане представляет история проблемы языка и культуры в Османской империи. Завоевав христианский Константинополь с его греческим языком, исламские владыки отказались от этого языка в придворной и военной сферах. Однако некоторое время (около ста лет) он использовался для подготовки рабочих документов в недрах Высокой Порты (правительство султана). К своим христианским подданым оно в тот период обращалось на двух языках. Затем из официальных документов греческий язык исчез, но его знали практически все чиновники, так как это был язык коммерции. Что же касается фанариотов (стамбульских греков), то за первый век османского владычества они освоили турецкий язык до такой степени, что составили основу низсших и средних кадров дипломотического и фискального ведомств. Непосредственно после завоевания процесс принятия греками ислама был, как правило, насильственным и трагичным. В ходе интеграции появился и закрепился слой, который был христианским по происхождению и мусульманским по убеждениям.

    Бывший советский Восток стоит ныне перед выбором: от кого воспринять передовую технологию. От ее непосредственных носителей, людей Запада, чье поведение диктуется прежде всего коммерческой выгодой, подчас бесцеремонно противоречит восточному этикету? Или как бы из вторых рук, но от тех, кто провозглашает родство духа и культур, исторических судеб? И уж совсем не желает Восток иметь дело с теми, кто не может дать ему ничего, кроме поучений о демократии.

Евразийство и  самоидентефикация общественных элит

     Очевидно, что евразийство не может быть сведено только к технологической сфере (хотя именно так его понимают, например, в Кувейте или в Иране). Технологическое проникновение со временем формирует новые стандарты в производственном, гражданском общении. Образуются сложные культурные переплетения. Неблагодарное занятие - в экономическоих успехах той или  иной страны скурпулезно высчитывать на ЭВМ долю "европейского" и "национального".

     Если не идеализировать процессы взаимопроникновения этносов и культур, не использовать их в спекулятивных целях, не вмешивать в их естественный ход государственную машину и религию, то народы сами, со своим безошибочным практическим чутьем расставят все по своим местам. Для этого может быть достаточно столетия, как в Японии после революции Мейдзи. Переходный период способен сократиться до двух-трех десятилетий, как в Сингапуре или Малайзии. Он может занять 150 лет, как в Турции, которая еще в султанские времена начала использовать технические и правовые достижения Запада. В этом процессе бывают приливы и отливы: советский и постсоветский периоды - не исключения.

     Выскажем догадку, одну из многих возможных. Для прорыва на евразийском направлении, которое отвечает национальным интересам, каждому народу необходим интеллектуальный авангард. Речь идет о прогрессивной элите. Ее костяк образуется в результате жесточайшего интеллектуального, политического и морального отбора. И отбирает не какой-то "секретный орган", а все общество в целом, каждый социальный слой в отдельности. Это - элита согласия, но не соглашательства. Она отличается готовностью реагировать по-национальному на сложные ситуации и конфликты как своими азиатскими, так и европейскими составляющими. В частности, молодые национальные технократы - своеобразная разведка новых экономических, правовых, политических идей и подходов, которые не всегда могут быть применены сегодня, но перспективны. Молодая государственная поросль уже чувствует себя на равных с зарубежными коллегами, во многом избавилась от советского синдрома боязливой неприязни к иностранному.

     Главным пороком коммунистической партократии был фактический отрыв от потребностей и возможностей народных масс. Их психология требует ясного и понятного образа цели, ради достижения которой и заключается "общественный договор" с элитой. Евразийская идея национальным массам на бывшем советском Востоке, конечно же, чужда как практическая цель и как механизм ускорения преобразовательных процессов. Но это не отменяет полезнотси евразийства как философии конкретных общественных слоев - в первую очередь научно-технической интеллигенции, инженеров, управленцев, предпринимателей, части деятелей культуры, да и тех простых людей, чьи жизненные судьбы связаны не только с национальным. Все вместе они - уже не один только элитарный авангард, а "слой опережения", своеобразная "критическая масса", сообщество прорыва к прогресу. У этой массы общие идеалы: Узбекистан - высокоразвитое в экономическом отношении, авторитетное на международном уровне, светское, правовое государство с национальной культурой как духовной основой общества.

     Независимый Узбекистан выбирает свой путь развития. На этом пути предстоит использовать не одну, не две, а множество моделей, предварительно "проиграв" их с учетом неповторимых условий самой республики, уникальности ее народа и своеобразия межнациональной ситуации. Этот потенциал может дать многое.


     Материал опубликован в журнале  "ПОЛИС". – М., 1992, N 4, С.102-106



Хостинг от uCoz