"Цветок Анахиты" на афрасиабских панелях.

Хостинг от uCoz
Главная страница
Статьи и доклады
Космограммы Центральной Азии
Samarkand. Masterpieces of Central Asia
Boysun. Masterpieces of Central Asia
Afrasiab panels
«Цветок Анахиты» на афрасиабских панелях (IX в.)

         В центре одной из афрасиабских панелей IX в., хранящихся в Самаркандском музее истории и культуры находятся два переплетенных трехлепестковых цветка, соответствующих древнему «трехточечному» знаку плодородия, одному из символов Анахиты. Причем характерная особенность этой композиции то, что ростки в центре отмечены «точками» – семенами, источниками произрастания. Условно это знак можно назвать «цветком Анахит», связанным с сакральными силами плодородия культом вечно живой растительной силы.
         Приверженность жителей древнего Самарканда культу вечной растительной, природной силы, наряду со средневековой афрасиабской символикой, подтверждается существованием на Афрасиабе трех исламских культовых мест, возникших ок. X-XI вв. Это – мемориал Шахи-Зинда, связанный с культом Кусама ибн Аббаса, признанного «неумирающим царем». Затем – мечеть Хазрет-Хызра, связанная с «кадамжоем» этого вечного странника, испившего по преданиям живой воды. Наконец, третье место – мазар и родник святого Ходжа Данияра, обладающего свойством «расти» в могиле.
         Знак «цветка Анахит» соответствует более архаичным представлениям о женском божестве Земли, Анахиты и т.п. Возможно вместе со знаком «Звезда Давида» («мужской» знак) они представляли общую семантическую пару знаков аграрно-магического заклинательного культа. В древнерусской языческой аграрно-заклинательной символике XI-XIII вв. широко использовалось построение знаков распространия «добра» из некого центра, но это были не 6-лучевые построения, крестообразные символы распространения в пространстве «на четыре стороны». Подобный саманидской тип 6-частной растительной композиции чеканился на множестве монет Золотой Орды.

         подробнее в статье:
Арапов А. Символические «тексты» Афрасиаба
// журнал «Санъат (Искусство)». – Ташкент, 2004, № 3-4 , С.17-19.