Арапов
А.В.
О ПРОБЛЕМЕ
САКРАЛЬНОГО В ИСКУССТВЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ
(по материалам Байсунской
научной экспедиции 2002-2004 гг.)
Как
показали исследования Байсунской научной экспедиции 2002-2004 гг.
художественное богатство ремесла, первозданная энергетика фолькора,
многообразие музыкальной ритмики, оригинальных песен и танцев,
устных преданий Байсуна имеет своей основой целостность народной
культуры и её аутентичную близость средневековой культуре Средней
Азии. В этом её уникальность, отмеченная ЮНЕСКО, и особое научное
значение. Реликтовые миры, сходные с Байсуном, дают возможность
постижения семантики искусства прошлого как части целостной
культуры. Взаимосвязь уникальности традиций художественного ремесла,
фольклора с целостностью народной культуры, свойственна и другим
центрам традиционного искусства Узбекистана: Нурате и Ургуту,
Риштану и Денау, ареалам хорезмийской и каракалпакской культуры,
кунградского искусства, и даже старогородским махалля Ташкента,
Бухары, Самарканда.
В XIX-первой половины XX вв. такие ученые как
Валиханов Ч.Ч., Андреев М.С., Снесарев Г.П., Семенов А.А., Сухарева
О.А., Штернберг Л.Я. связывали ментальность, духовный Космос
традиционной среднеазиатской общины с религиозными представлениями,
синтезирующими ислам и среднеазиатские домусульманские верования.
Несмотря на десятилетия советского атеизма и технические обновления,
эти характерные религиозно-культовые традиции сохранились в народной
среде и до нашего времени. Полевые материалы свидетельствуют, что
махаллинские традиции, фольклор, обряды, ремесло Байсуна, как
основные элементы его народной культуры, продолжают целостно
воплощать двоеверие, сочетая исламское мироощущение с
анимистическими суевериями, представлениями о дуализме сил зла и
добра, соединяя мусульманскую агиологию, суфизм и доисламскую
демонологию (исламские святые и пиры, чильтаны и пери, джины и
фаришта и т.п.).
Выводы, относимые к Байсуну, хорошо
экстраполируются на культуру горных районов и предгорий юга
Узбекистана, где они подверждаются исследовательскими данными о
сакрально-декоративной орнаментации в художественном ремесле и
архитектуре, содержании искусства кунградов, традиции бахши и др.
Исследования этнографов Бабаевой Н., Басилова В.Н. и Кармышевой
Б.Х., искусствоведов Хакимова А.А., Абдуллаева Р.С., Гюль Э.Ф.,
Алиевой С.Ш., Абдурахманова И. выявили здесь в народной культуре
второй половины XX-начале XXI вв. устойчивые пласты древних
верований и обрядово-культовых традиций. Они включают
тотемистические и анимистические представления, доисламские
религиозные традиции, связанные с культом Солнца (орнаментальный
знак “фалак”), Анахит (культовые обряды у мазара Биби-Ширин), волка
(состязание «купкари»), барана-кучкара (орнамент «тугдона-гуль»,
мазар Кучкар-ата) и др. Без учета этого фактора невозможно адекватно
понять самобытное содержание, формы обрядов и ритуалов,
сопровождающих основные этапы жизни человека от рождения и инициации
до свадьбы и смерти. О том же свидетельствует феномен
исламизированного шаманства, в котором исполнение лечебного «жахра»
сочетает суры Корана, суфийские хикматы Ахмада Яссави и Суфи Аллаёра
со «звериными рыками» и трансом, позволяющим соприкосаться с
раскаленным металлом.
Весь собранный семантический материал о
народном искусстве Байсуна постоянно адресует к выводу о том, что
системообразующим фактором традиционной культуры выступает её
сакральность (от латинских слов sacer, sacri – «священный,
священное») – религиозно-культовая, обрядово-ритуальная сфера. Так
ремесленная практика художественной вышивки сюзане, ковроделия,
золотого шитья, резьбы по дереву, чеканки и т.п. имеет общие идеи
декора и содержит однозначные представления о магии изображения,
символическом языке знаков, цветов. В Байсуне и других «очагах»
народной культуры устойчиво воспроизводится понимание сакрального
значения орнаментации повседневной одежды и декоративных предметов
быта. Хотя конкретное содержание знаковой семантики уже начинает
забываться усто, они, по-прежнему, убеждены, что своим искусством
создают систему добрых, защитных знаков, наделенных свойством быть
амулетом, оберегом противостоящих злым силам. В эту же систему
религиозно-культовых представлений Байсуна укладываются обряды
общения с миром духов, заклинания, изгнания злых духов, сохраняемые
в народной магии: предсказательная практика фолбин, лечебные
камлания шаманов-жахрчи, женские культовые обряды типа Биби Сешанби
и Мушкул Кушод и др. На примере Байсуна видно как средневековая
сакральная культура ислама восприняла сущностную идею народной
культовости – системное заклинание окружающего пространства и
освящение святыми магическими символами (к которым стали относиться
и имена Аллаха, тексты Корана и т.п.) всех сторон
бытия.
Исследователи уже отметили наличие принципиальных
сакральных сторон практически у всех сторон народного искусства
Байсуна: обрядово-ритуальная музыка (Абдуллаев Р.С.), языческие
мифы-предания (Устаев Ш.), ритуальная символика танца (Хурсандов
Х.), архаичная символика орнамента (Гюль Э.Ф.), ритуальная семантика
народных игр (Абдурахманов И.). Та же взаимосвязь семантики
народного искусства и обрядово-культовых традиций, как правило,
хорошо просматривается для всего поля традиционных сельских кишлаков
и городских махалля Средней Азии. Это позволяет говорить о
сакральности как одном из базовых определителей традиционной
культуры, а десакральности (Элиаде М.) – определителе культуры
современной.
Однако, несмотря на то, что сакральность воплощает
сущностные стороны культуры, искусства, для пространства СНГ, и,
Средней Азии в частности, эта область до сих пор остается
недостаточно изученной. Причина в том, что сакральная сфера
культуры, искусства в советское время практически игнорировалась
из-за идеологических «табу». Поддерживая декоративные начала
традиционной культуры, советская система воевала с её сакральным
содержанием, рассматривая эту сферу как синоним архаичности,
пережитка, отсталости, мракобесия. С отступлениями народной культуры
от классического ислама боролось и мусульманское духовенство. Пример
– события 50-х гг. XX в. в Байсуне, когда по велению мулл был
разрушен большой деревянный идол в районе Курганчи, запрещено
отправление неисламских женских культовых обрядов. Соответственно
для этого времени сложно было говорить о самой возможности целостных
семантических исследований традиционного искусства Средней Азии.
Поэтому даже в фундаментальных трудах по истории и теории искусства
основоположников среднеазиатского искусствознания Ремпеля Л.И. и
Пугаченковой Г.А. сакральный аспект был эпизодическим. Сам Ремпель
Л.И. в 90-е г. признал: «Но в чем мы были не совсем правы, так это в
оценке влияния религии на искусство региона. Тут сказалась и
недооценка «влияний», особенно сильных в регионах общности
религиозного единства культур, и в недооценке таких явления, как
суфизм и всякая система «двуверия». Но это еще ждет более вдумчивого
(чем до сих пор) исследователя» (09.1989). Новые
историко-политические возможности среднеазиатского искусствознания
позволяют сегодня обратиться к сущностным моментам содержания
искусства – его сакральной семантике.
Опыт Байсунской экспедиции
показывает, что изучение семантики народной культуры может выступать
научным методом постижения ментальности, Космоса средневековой
культуры. Острова традиционной культуры, подобные Байсуну, сохранили
древние представления о мире, где Человек несет нравственную
ответственность за духовную гармонию Космоса, имеет своим долгом
поддержку добрых, созидающих сил и противостояние силам зла.
Тысячелетия сакральной практики сформировали сложные комплексы
духовного соучастия, включающие молитву, медитацию, культовые
жертвоприношения, ритуалы поклонений, обряды, игры и др. При этом
весь окружающий мир (дом, махалля, природные ландшафты) становятся
местом духовного служения, т.е. сакральным пространством,
создаваемым средствами искусства. Художественное изображение,
литературная или музыкальная фраза, движение танца и т.п. наделяются
сакрально-магическим значением, выступают как декларация или
молитва, символ, замещающий недоступный субъект сакрального
действия. Благодаря этому искусство позволяет Человеку реализовать
свою связь с Космосом, декларировать свое место в нем.
Без учета
сакрально-культового содержания эстетико-декоративная сторона
искусства становится утилитарной ремесленной функцией. Искусство
выступает средством художественной организации сакрального
пространства в интересах традиционной общины, государственного
образования. Например в свадебном обряде, народном празднике,
сакральной архитектуре, искусство «организует» мир через
гармонизацию элементов микрокосмоса. Это и есть художественное
украшение, сотворение Красоты, обретающей значение сакрального. Не
раз отмечалось, что художественные композиции ковров, сюзане,
потолочных росписей, ганчевой отделки стен и т.п. воплощают
определенные космограммы – представления об устройстве мира. В
Байсуне считается, что орнаментальная красота изделий
художественного текстиля должна приносить в дом счастье. Сюзане на
стене или ковер на полу участвует в создании счастливого микрокосма
дома жизнерадостностью цветовой гаммы, использованием в композиции
орнамента символов основных элементов мироздания. Одним из наиболее
распространных байсунских орнаментальных знаков является «фалак» –
семилучевое солнце. Его воспринимают и как символ солнца, и как
символ вращения небосвода. Ранее подобный знак был выявлен как
элемент космограммы мавзолея Ак-Астана-баба в Узуне, датируемого
X-XI вв.
Ремпель Л.И. обращал внимание на сущностное единство
средневековых элитарно-городских искусств: музыка макомов, поэзия,
искусство гириха, каллиграфия и др., включающее в частности наличие
формальных теорий с общими основаниями: стихотворные фигуры,
ритмические круги, ладовая система. Этому же комплексу идей
соответствует обоснованный в трудах Булатова М.С. принцип
геометрической гармонизации как теоретическом основании исламской
архитектуры Средней Азии. Параллели с исследованиями традиционной
культуры Байсуна позволяют предполагать, что в основе
высокопрофессиональных сфер средневекового исламского искусства
также лежит целостное сакральное представление о гармонии мира. Не
случайно рисоля (уставы) ремесленных цехов Средней Азии
рассматривали само ремесло, связанные с ним знания, орудия и умения
как священные дары, переданные Пророками и святыми суфийскими
шейхами. Рисоля предписывали мастеру совершать поминания конкретных
сур Корана, хадисов, имен Аллаха в определенные моменты
производственных действий. Посвящению в усто предшествовала духовная
подготовка, после которой происходило посвящение с опоясыванием и
поминанием святых пиров.
Поскольку сакральное мироощущение
находится в определенной опозиции научному знанию, то это создает
определенные сложности в его исследовательской разработке. По
сравнению с современным техногенным и урбанизирующимся самосознанием
традиционная сакральность отражает иной тип восприятия мира, иную
систему духовной саморегуляции, соответственно иное отношение к
искусству. Изучению сакрального в искусстве созвучна одна из
суфийских мудростей: «Предмет можно объяснить только при помощи
того, что утонченней, чем он сам» (Сумнун). Возможно только такие
заповедные территории как Байсун еще дают шанс постижения духовного
мира средневекового Человека в его целостности и иррациональном
богатстве.
/Доклад на научной конференции «Национальное достояние и художественная культура Узбекистана»
(Ташкент, Институт искусствознания Академии Художеств Узбекистана, 24 сентября 2004 г.)/