Иллюстрации к статье:
Минарет Кутлуг-Тимура в Куня-Ургенче
Минарет Калян в Бухаре
|
Арапов
А.В.
«ЧУДЕСА» ПУТЕШЕСТВИЯ ИБН БАТТУТЫ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ Одним из принципиальных источников по средневековой истории Средней Азии признается историко-географический труд арабского путешественника Ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», записанный с его слов Ибн Джузаййа ал-Калби в середине 14 века. Согласно информации самого путешественника он пересек Среднюю Азию с севера на юг в 1333 году. 1. Какие архитектурные памятники и мемориалы увидел Ибн Баттута?
Само название книги Ибн Баттуты предполагает рассказ о наиболее значительных объектах - «диковинках» и «чудесах» посещенных им городов. В этом и суть путевых заметок путешественников – повествовать о достопримечательностях. Естественно предположить, что к таковым наш автор отнесет выдающиеся архитектурные памятники и почитаемые мемориалы, существовавшие к 30-м годам 13 века в Средней Азии. Сверим наши представления об этом с информацией Ибн Баттуты. Каков же его «подарок созерцающим»?
Отметим также, что при посещении Бухары путешественник не заметил главного символа этого города – минарета Калян, построенного по современным данным в 12 веке ([2]). Ибн Баттута утверждает, что застал в Бухаре «мечети, медресе и базары в развалинах, за исключением немногих» ([3], C.80). Неужели минарета Калян тогда тоже не было или он находился в полуразрушенном состоянии? Ибн Баттута в ходе своего путешествия по Средней Азии не увидел также ни минаретов в Вабкенте, Джаркургане, Термезе. Возможно великий путешественник вообще не интересуется архитектурными строениями? Однако далее Ибн Баттута подробно описывает поразившую его домонгольскую мечеть с колоннами в Балхе, называя ее одной из самых красивых и больших мечетей мира, которой уступает даже мечеть Рабада в Марокко ([3], C.95). Он сообщает, что Бамиане сохранился минарет соборной мечети, разрушенной при Чингиз-хане.
Ибн Баттута исключительно внимателен к святым местам и погребениям. В ходе путешествия большинство таковых стали для него местами поклонения («зиарата») и он всегда старательно перечисляет эти пункты. Он, например, самым детальным образом описывает строение увиденного им мавзолея Кусам Ибн Аббаса (современный мавзолей, правда, имеет совсем другой вид), сообщает о завии – суфийской ханаке рядом с ним. В старом Ургенче Ибн Баттута посетил две завии (ханаки): одну при могиле великого суфия Наджм ад-Дина Кубро, другую – построенную от имени Тюрабек-хатун. Сегодня над могилой шейха Кубро находится изысканный средневековый мавзолей. Недалеко находится мавзолей, носящий имя Тюрабек-хатун и считающийся также усыпальницей хорезмийских правителей династии Суфи. Существует версии, что это и есть те самые завии Ибн Баттуты. Поскольку эти два мавзолея до сих пор входят в число шедевров архитектуры Средней Азии, то не очень понятно почему Ибн Баттута говорит о них мимоходом как о заурядных строениях. Неизвестно также путешественнику о вкладе эмира Кутлуг-Тимура в сооружение мавзолея над могилой Наджм ад-Дина Кубро, хотя эпиграфика на этом памятнике указывает на Кутлуг-Тимура как заказчика этих сооружений.
Нам остается выбирать из двух версий: 1 - Ибн Баттута ошибается: ему либо изменяет память, либо он не посещал этих городов и повествует с чужих слов; 2 – Ибн Баттута пишет только о том, что видел и тогда неверны традиционные датировки целого ряда ключевых объектов дотемуровской архитектуры, а также локализация отдельных мемориалов Мавераннахра. Остается «надежда», что памятники все-таки древние, но во время путешествия Ибн Баттуты находились в разрушенном состоянии? 2. Кто правил в Мавераннахре при Ибн Баттуте?
Старый Ургенч, с которого Ибн Баттута начал своего путешествие по городам Средней Азии был столицей северо-западного Хорезма, являвшегося в то время частью Золотой Орды (улуса Джучи) во главе с Узбек-ханом. Южнее начинались чагатайские владения под властью Тармаширин-хана. Ибн Баттута очень любопытно представляет Узбек-хана. Рассказывая о стране (Чагатайском улусе) он свидетельствует: «Страна его расположена между владениями четырех великих царей: царя Китая, царя Индии, царя Ирака и царя Узбека» ([3], C.84). Таким сопоставлением он фактически признает, что имя «Узбек» не есть личное имя, а наименование страны – «страна Узбека (Узбеков)», такое же как Китай, Индия, Ирак. Но тогда под именем Узбек-хана в повествовании Ибн Баттуты может скрываться и другое имя хана Золотой Орды.
Напомним, что историки Элайни, Ибн Дукмак, Ибн Халдун утверждают, что Кутлуг-Тимур еще при Тохта-хане (1290-1312) стал верховным эмиром Золотой Орды и «распоряжался управлением государства, устройством дел его и сбором податей». Именно, эмир Кутлуг-Тимур возвел Узбек-хана (1312-1341) на трон, взяв с него обещание обращения в ислам. Взойдя на престол, Узбек-хан вознаградил Кутлуг-Тимура передачей ему в управление Хорезма. Послы Узбек-хана к султану Египта в 20-е годы 14 века сообщают, что наиболее важные инструкции получали от Кутлуг-Тимура ([6], C.323-324, 384-385, 515-516). В 1320-21 гг. Узбек-хан отстранил Кутлуг-Тимура от верховной власти (наместничества) и удалил в Хорезм ([6], C.328, 522), однако через два года вернул его к власти ([6], C.388). Отметим также, что на минарете в старом Ургенче сохранилась необыкновенно пышная титулатура эмира Кутлуг-Тимура – «счастливейший из царей двух миров, царь, Аллах облагодетельствовал его милостью и открыл ему врата истины и он царь – могущественный, патрон царей арабов и неарабов, блеск земного мира и веры, величие ислама и мусульман» ([4], C.191-192). Возможно Ибн Баттута застал последние годы жизни Кутлуг-Тимура, когда тот уже был вне большой политики. Но и в этом случае он бы наверняка упомянул о его былых заслугах. Похоже они не были ему неизвестны, а ведь в отличии от других арабских авторов он то как раз писал о Кутлуг-Тимуре не заочно, а лично встречался с ним.
Ибн Батутта сообщает, что новый хан Бузун «…стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить храмы ([3], C.90)». Это послужило поводом для выступления против него исламской коалиции во главе с султаном Халилем из Хорасана - сыном султана Йасура Махзума. Ему оказали военную помощь правитель Герата – Малик-Хусайн (1331-1370) и правитель Термеза – Ала ал-Мулк Худаванд-заде. Согласно Ибн Баттуте во время сражения войска Бузуна перешли к Халилю и Бузун-хан был пленен и удушен тетивой лука как чингизидский царевич ([3], C.91). В смотре войск в Самарканде после победы над Бузуном в войске Халиля было 80 тысяч воинов. Войско Герата было отпущено, а Худаванд-заде назначен везирем Халиля. Далее исламские войска Халила одержали победу над войском чагатаидских беков вблизи Тараза. Был захвачен Алмалык, затем подчинены Каракорум и Бешбалык!! Худаванд-заде был оставлен с войсками на восточной границе улуса в Алмалыке, а он сам вернулся к Самарканду и Бухаре. Позднее возникло недоверие между султаном Халилем и Худаванд-заде. Халил отозвал своего везиря и казнил его. Султан Халил потребовал подчинения со стороны правителя Герата Хусейна. Получив отказ, выступил с войском, но потерпел поражение и был взят в плен. В 1247 году Ибн Батутта застал Халила при дворе Хусейна Герата ([3], C.90-92). Вся это история о султане Халиле выпадает из сложившейся картины истории Средней Азии, где этот исторический эпизод отсутствует. Неизвестен и монетный чекан этого правителя!! И снова мы оказываемся перед выбором:
* * * Таким образом значительная часть информации, сообщенной Ибн Баттутой, находится в определенном противоречии с устоявшимися представлениями об исторической обстановке, архитектурных сооружениях и мемориалов в Средней Азии в 30-40-е года 14 века. Очень важно установить: ошибается Ибн Баттута или нет? Для сохранения традиционных взглядов было бы проще признать повествование Ибн Баттуты вымыслом, литературным произведением в форме путевых заметок без претензий на точность и достоверность данных. Выскажем также еще одно соображение о причинах подобных противоречий. Ибн Баттута был одним из последних путешественников, отправившихся на Восток до наступления Великой Чумы, начавшейся в 40-е годы 14 века, и, охватившей огромные пространства Евразии. Возвращение арабского путешественника в родные области Средиземноморья как раз совпало с началом массовой эпидемии в Сирии и Египте (1348) ([5]). Чума распространялась по караванным путям, нанося основной ущерб городам. Первыми тотальные потери понесли города Золотой Орды и Кавказа, затем Константинополь, Александрия, Халеб, Каир. В летописях говорится, что число умерших в Мысре и Каире доходило до 900 тысяч человек ([6],C.529). Западная Европа за четыре года эпидемии потеряла около 20 миллионов человек, еще более области Среднего Востока.Смертность среди заболевших составляла 70-80 % ([5]). В Средней Азии от чумы особо пострадал Хорезм, в столице которого Ургенче (Джурджанийи) согласно летописям в 1345 году погибло большинство жителей и, возможно, что из ста человек не осталось ни одного ([8], C.73-74). Характер распространения эпидемии чумы таков, что можно предположить значительный урон от чумы и в других городах Мавераннахра. Понятно, что в таких трагедиях вместе с тотальным вымиранием городского населения гибнет устная и письменная информация, может локально прерываться непрерывность исторического летописания, что в принципе создает проблемы в восстановлении истинной исторической картины. Литература [2]. Всеобщая история архитектуры. Т.VIII. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии VI-XIX вв. М.: Стройиздат, 1969 [3]. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М.:Наука, Гл.ред.вост.лит., 1988. [4]. Памятники архитектуры Туркменистана. Л: Стройиздат, 1974. [5]. Руссев Н.Д. Безносая привратница эпох: «Черная смерть» на Западе и Востоке Европы//«Нестор»,Кишинев,2001, http://www.nestor.md/Russian/Russev.htm [6]. Тизингаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.I. Извлечения из сочинений арабских. СПб.,1884. [7]. Тизингаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II, М.-Л., 1941 [8]. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод). Пер., пред., прим. и указат. Д.Ю.Юсуповой. Ташкент: ФАН, 1980. опубликовано в журнале Moziydan sado (Эхо истории). - Ташкент, 2003 N3-4, C.38-43. |