Научный сайт Арапова А.В.:
главная страница.
 
Cтатьи и доклады
 
Электронная библиотека
 
Фотоальбом
 
Исторический справочник
 
Коллекция космограмм
 
Книги на английском языке
 
Другие материалы
в сфере политологии:
 
Светский путь в духе исламской культуры: размышления. - Ташкент, 1995
 
 
 
 

 

 Уманский Я.С., Арапов А.В. Диалоги об этнической политике: Узбекистан и Центральная Азия. - Ташкент, 1994
          
          Глава I. ШТРИХИ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

      ХХ век может быть назван веком экспериментов Человечества по  национальному развитию. На протяжении всего столетия рушились и  вновь возникали межнациональные государственные общности. Буквально все векторы современной жизни изменил распад СССР. В сложнейшем  переплетении международной и внутренней политики своё место заняли, как приоритетные, факторы национального и межнационального. От того, как поведут себя эти факторы, во многом зависят судьбы стран  и народов, отдельных людей в начале ХХI века.    

     Спрос на рекомендации, модели, прогнозы рождает предложения    многочисленных аналитических центров в СНГ и вне его. Судя по  конкретным ситуациям, когда межнациональные конфликты доводятся до  кровопролития, взрывов государств и культурных общностей, а действия лидеров провоцируют национальную подозрительность и недоверие,  тут  - не всё гладко.К сожалению, ошибки, невнимательность к упреждению кризисов через этнический фактор присущи всей ситуации  современности.

     Научность рекомендаций и прогнозов  должна быть системной, т.е.  включать причинные факторы, отобранные учёными по таким  признакам  как приоритетные потребности наций и национальных групп. Тогда  необходимо доказать то, каким образом следует выявлять эти ведущие  потребности и факторы их проявления.

     Прежде всего о сущности - той научной гипотезе, которая  направляла нашу работу. Возможно и реально постепенное  формирование в многонациональном государстве Узбекистан государственной, правовой, социально-экономической и  культурологической общности. Экономически развитое, правовое и  социальное государство  будет интегрировать все национальные  группы. В том числе граждан Узбекистана - русских и россиян по  происхождению, для которых эта страна является родной. На такой  исторический и правовой результат направлена статья 8 Конституции  Узбекистана: "Народ Узбекистана составляют граждане Республики  Узбекистан независимо от их национальности".   

     Предвидим возможные возражения, например: "Что, опять поднимаете идею новой исторической общности наций?". Для такой новой общности требуются новые или обновлённые cоциально-экономические, идеологические и социально-психологические основания. Особенно, психологические. Потому что уже уходит в прошлое  менталитет "советских узбеков". И придётся  расстаться с мироощущением  "советского русского". Самое сложное  ответить на вопрос: "По каким мотивам узбекистанский русский может  добровольно перейти на внутреннюю позицию патриота Узбекистана?"  Вряд ли сегодня готовые ответы. Время покажет и повлияют  многочисленные балансы - внутренние и внешние. Строить здесь схемы  - заниматься утопиями.

     Интуиции или обращения к какой-то одной науке, пожалуй, не  достаточно для выверенных и надёжных рекомендаций о том, как  определить технологию государственной и общественой политики в  сфере  национальных и многонациональных отношений. Авторы используют в этих целях следующие сравнительно молодые специальные науки и научные направления. Их целостное применение позволяет получить этнополитическое знание.

     Этнография - раскрывает особенные характеристики и культурологические потребности каждой изучаемой нации, национальной группы, их  происхождение и социальное, культурное развитие,  этническую историю, обычаи, традиции,  эстетику и этику быта..

     Этнология - вникает в то, как природные условия в единстве с  динамикой исторических ситуаций формируют социально-психологический характер, культурологию и потенциал развития этноса как живого организма человеческой Истории и Цивилизации.

     Этническая психология - говорит о характере нации, её  склонностях, темпераменте, ритме жизни, объясняет условия зарождения этих особеностей, их влияние на историю народов и стран. Она продолжается в этнической антропологии, раскрывающей влияние национального, интернационального на индивидуумов, личность человека.

     Этногенез - показывает , как этносы в зависимости от среды развиваются сами в себе и  как взаимодействуют друг с другом, воспринимают и передают в таких  еонтактат свой потенциал, включающий языковой фактор. Тем самым  образуют межнациональные культурные общности - территориальные,  лингвистические, религиозные, государственные, цивилизационные,  которые сплачивают различные расы, этносы, языковые группы, если у них возникает и растёт сближающий интерес собственного развития.

     Этнополитика - это система согласования через годарственную и политическую власть, общественное мнение приоритетных интересов этносов. Это - часть  социально-политической культуры народов и  национальных групп. Она существует в двух измерениях. Первое - реально в жизни общества, где складывается стихийно, полустихийно.  Второе - на высоких уровнях общественной культуры этнополитика становится результатом труда учёных и политиков, фактом общественного и национального сознания . Тогда  она позволяет познать цели, задачи, ориентиры, способы того, как  через власть государства, установки общества, моральное право наций, национальных групп и их общностей осуществлять  коренные потребности в национальном и межнациональном развитии, самосохранении и творческой переработке взаимных влияний.

     В конечном итоге, этнополитика обращена к человеку, так как она может проявляться как источник общественной энергии только через отношения индивидуумов.  Этнические и межэтнические нормы, стандарты, ориентиры и идеалы могут рассматриваться как духовная власть этноса в отношении тех, кто считает себя его частью. В перспективе этнополитика  способна концентрировать все отрасли познания национальных сфер.

     Кто может быть её носителями, кроме формализированных структур - государства, общества, наций и национальных групп, политических партий и движений, общественных объединений и религиозных, культурных общин? Нас прежде всего волнует здесь роль элит и лидеров, с одной стороны, и стихийная, в той или иной мере, обыденная позиция общественных слоёв, групп интересов, с другой стороны. Несовпадение или, напротив, близость их этнических потребностей диктуют ту или иную динамику общественного, национального развития.

     Наш личный исследовательский  и человеческий интерес проводит через этнополитические поиски проблему диаспоры . В Узбекистане и Казахстане, странах региона,  активно проявляют себя в межнациональных отношениях не только титульные нации. Значима роль десятков и десятков этносов. Для учёного важно понять меру сплочения национальной группы вокруг своих потребностей. Не менее важно достоверно определить, каковы реальные условия, средства для гармонизации, смягчения или упреждения конфликтных национальных потребностей.

     Решающее значение, на наш взгляд, для исследования противоречивости межнациональных взаимоотношений в новых независимых странах имеет уточнение понятий "национальная группа" и "национальное меньшинство". В правовом, социально-политическом смыслах общеупотребительны и то, и другое. Но однозначны ли они?  Попытаемся на уровне  дискуссии высказать свою точку зрения.

     Национальное меньшинство - в правовом и этническом смыслах  обозначает особую в национальном, языковом отношении часть населения конкретной страны. Оно здесь находится в меньшинстве по отношению к нации, давшей название стране. Национальное меньшинство также представляет автономную (отдельную, относительно самостоятельную) часть сложившейся нации, имеющей свою государственность вне той страны, где проживает такое меньшинство.   Национальное меньшинство имеет устойчивые культурные связи с исторической Родиной, которые практически никогда не прерывались. Оно относительно компактно населено, сохранило свой родной язык и образ жизни, культуру. В численном отношениии составляет заметную часть ( скажем, не менее 5 процентов ) населения страны или отдельных её регионов, что позволяет сохранить инфраструктуру национального общения.

     Понятие "национальная группа"  мы относим к небольшой по численности группе представителей этноса, не имеющего своей национальной государственности за пределами страны проживания. Другим фактором также считаем длительный период слабых культурных, генетических контактов с исторической Родиной. Нередко значительная часть национальной группы утеряла свободное владение родным языком или он не является языком образования.

     Между понятиями "национальная группа" и "национальное меньшинство" нет абсолютно чётких границ. В каждой конкретной стране они могут относиться к инонациональным элементам различного этнического, исторического, языкового происхождения, численности. Длительность и социально-правовые условия проживания способны формировать различающийся опыт многонационального общежития  национальных групп и меньшинств. Рост национального самосознания в самой этой среде,  тенденция к его правовому признанию в странах проживания, усиление взаимосвязей с исторической Родиной  - вот, что представляют собой основные тенденции  в национальном рассеивании более или менее крупных наций, то есть в диаспоре.

     Готовность национального меньшинства, группы к взаимодействию с титульной нацией государства проживания различна  для  одной и той же  диаспоры в разных странах. Многое зависит от её численной доли в  населении страны, экономической, профессиональной и культурной значимости. Велика роль прошлых, исторических контактов с "коренной" нацией, освоение её культуры, языка. Тем более, обусловлено самим состоянием этой нации, характер самоутверждения которой не в последнюю очередь зависит от величины негативного опыта истории и современной социальной ситуации.

     Что же касается самой технологии нашего исследования, то она объединяет методы общественных и естественных наук.Эту роль выполняют алгоритмы - взаимосвязанные проблемы и исследовательские предписания о том, как находить на них  ответы  из  известного и достоверного знания. Если же его не достаёт, то, следуя дорогой известного этнолога Л.Н.Гумилёва, мы  прибегаем к аналогиям - от известного к вероятному. Вероятное, в свою очередь, проверяется через реальные интересы этносов и национальных групп.

     Именно так в наших статьях в журнале "Свободная мысль": "Русский вопрос" в контексте межнациональных отношений в Узбекистане" в 1992 г., N 1;  "Азийство: универсальное и особенное проявление в этнополитике в Центральной Азии", 1993 г. N 8; в журнале "ПОЛИС": "Евразийство на постсоветском Востоке (на примере Узбекистана)", 1992 г., N 4; "Педагогика":  "Общественное развитие и воспитание молодёжи Узбекистана: диалог азийской и европейской культур", 1992,N 5-6   - обоснованы обобщения, тенденции и прогнозы состояния и развития национальных и межнациональных отношений, этноса и  диаспоры, супер-этноса страны и региона, этнической духовной  среды.

     Исследовательские алгоритмы позволяют, идя от таких структурных элементов этнологии как национальная демография, самоопределение, самосознание, потребности и интересы, раскрывать реальные и разрабатывать   возможные  описания. Это - модели национального идеала, этнополитики по конкретной проблеме, баланса "национального - многонационального - общечеловеческого". В каждом последующем алгоритме раскрывается основное неизвестное содержание понятия, идея которого возникла в  предыдущем алгоритме. Подобным образом уже известное и вновь наработанное знание приводится в этнологическую систему.

     Исходными для нашего исследования  считаем следующие  три алгоритма.      

     На выявление совпадений и противоречий потребностей, интересов, средств их удовлетворения титульной нации и национальных групп нацелен Алгоритм 1.           

1.Этнохарактеристика титульной                                                    - Этнохарактеритстика  национального
   нации, создавшей многонациональное-национальное                меньшинства (группы).
   государство.
2. Их приоритетные национальные потребности.
3. Средства их удовлетворения приоритетных национальных потребностей.
4. Дефицит средств удовлетворения приоритетных национальных потребностей.
5. Осознание этого дефицита как внутринационального и межнационального
    противоречия.
6. Интерес  титульной нации и национального меньшиства (группы) к
    выявлению общих средств преодоления или смягчения  указанных  
    противоречий.
 
     На определение механизмов согласования и сотрудничества титульной нации и национальной группы (меньшинства) ради становления стабильного многонационального государства направлен Алгоритм 2.
 
1. Социально-экономический,                                                           - Социально-экономические,
   интеллектуальный, культур-                                                             интеллектуальные, культурно-
   но-духовный потенциал                                                                     духовные ресурсы национального
   титульной нации.                                                                                меньшинства (группы).
2. Развитие положительного опыта межнационального сотрудничества
3. Смягчение негативного опыта межнационального общежития и упреждение конфликтов.
4. Готовность титульной                                                                     - Готовность национального
   нации быть ведущей  силой                                                              меньшинства  (группы) внести свой
   в  преодолении  конкретных                                                              собственный вклад в поддержку
   противоречий.                                                                                     усилий титульной нации.
5. Взаимная удовлетворённость  этносоциальными функциями в многонациональном государстве.
6. Устойчивая психологическая, духовная и культурная совместимость.
 
     На уточнение   влияния на внутренние этнические и внешнеполитические процессы   взаимоотношений молодого многонационального государства с бывшей метрополией или государством - патроном направлен  Алгоритм 3.
 
   1. Самоопределение титульной                                                      - Самоопределение национальным
   нацией исторического опыта                                                             меньшинством исторического
   своих   взаимоотношений с                                                                опыта своих взаимоотношений с   
   бывшей метрополией или                                                                  бывшей метрополии или государством-  
   государством-патроном.                                                                     патроном.
               2. "Зоны" совпадения и несовпадения оценок титульной  нацией и национальным меньшинством
               (группой)  исторического опыта взаимоотношений с бывшей  метрополией или государством-
               патроном.     
  3. Притязания титульной нации                                                      - "Зоны" совпадения и          
   на новое качество взаимоотношений                                              несовпадения отношения         
   своего государства с бывшей                                                           национальной группы             
   метрополией, на внутренний                                                             (меньшинства) с притязаниями
   приоритет своей  культуры, языка                                                   титульной нации.
   в отношении   её культуры и языка.                     
               4. Причинно-следственные связи избирательного влияния этнополитики бывшей  метрополии           
                в отношении данного молодого государства:         
   4.1. на его титульную нацию,                                                              на национальное меньшинство (группу).        
               5. "Зоны" совпадения и несовпадения реакции титульной нации и национального меньшинства (группы )
                на внешнюю  политику бывшей метрополии в  отношении их  государства и этносов.
   6. Возможности консенсусного                                                          Возможности гармонизации
      реагирования многонационального                                                внешней политики метрополии   
      общества и государства на                                                             с учётом национального-
      этнополитическое воздействие                                                      государственных интересов
      бывшей метрополии.                                                                        молодой многонациональной страны.    
 
     Для удобства восприятия  такие этнополитические алгоритмы  переводятся из алгоритмических схем-моделей в нормальный текст, оснащённый фактичесским материалом.

     Исследователю необходимо сосредоточить внимание на балансе условий, которые могли бы удовлетворить приоритеты нации, создавшей своё государство, и потребности национального меньшинства, группы. Для титульной нации границей в любых балансах интересов является укрепление национального государства. Для национального меньшинства такими пределами межнационального компромисса является правовое и социально-экономическое равенство, возможности сохранения своего языка и образования на нём, культурной общности.

*                         *                           *

     При всех ситуациях Россия и Узбекистан, Казахстан или иные страны региона останутся соседями, партнёрами в геополитике и экономике. Не очень то тут подходит общеупотребляемое политиками и дипломатами слово "обречены", но не в нём соль. Не будем игнорировать мнение западных аналитиков. Характерны оценки Роберта Д. Каплана в статье"Мозаичная зона", где выделено определяющее значение для изменяющегося мира внутренней и внешней политики новых национальных государств постсоветской Центральной Азии (Robert D.Kaplan. Central Asia.Shatter Zone// The Atlantic Monthly. April 1992.P.24,25,28,30,34).  В конце концов, прежние прогнозы в отношении СССР и Центральной Азии  во многом подтвердились.

     Для того, что сделать взвешенный и достоверный этнополитический анализ, требуется не только надёжный исследовательский аппарат и факты. Необходимо стремление и готовность понять позицию всех сторон, исходя из их собственных интересов и потребностей. Тогда "вызовы" и "ответы" на них, как проявления активности этносов,  государств и обществ, будут работать на прогресс.

    Февраль 1994 г.


 



Хостинг от uCoz