|
Монография:
Саидов А.Х., УманскийЯ.С., Арапов А.В.
"Светский путь
в духе исламской культуры: размышления.
- Ташкент, 1995.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современный этап светского развития в странах исламской культуры вызван потребностями раскрытия их внутреннего потенциала и адаптации к высокоразвитому информационному обществу, которое интенсивно формируется на рубеже XXI века. Светский путь в духе исламской культуры , как правоведческое, социологическое и культурологическое понятие, может означать следующее. Во-первых, правовое и реальное явление при условии свободы совести граждан, их равенства перед Законом, законопослушности религиозных общин, соблюдения законных прав верующих и неверующих. Во-вторых, приверженность общества и государства к исламской, восточной цивилизации, как истокам развития менталитета и культуры нации. В-третьих, формирование в общественном сознании, идеологии, поведении баланса светских и исламских культурологических традиций, который постепенно превращается в относительно целостное ядро обновленного менталитета народа. В-четвертых, уважение верующими своих гражданских обязанностей перед светским государством. В-пятых , выполнение светским государством своих обязанностей по обеспечению надлежащих условий верующим гражданам для осуществления их религиозных потребностей. В-шестых, уважительное отношение в общественном мнении страны к исламским ценностям как к важному источнику духовного возрождения. Принципы социальной солидарности , умеренности , согласия , прочно вошедшие в исламскую этику, представляют огромный интерес в современных поисках общественного идеала как на Западе, так и на Востоке. В-седьмых, неприятие обществом и борьба государства против религиозного экстремизма. По самому факту своего существования светское государство вынуждено бороться с его разрушительной деятельностью. В-восьмых, невмешательство религиозных общин в политическую борьбу, отказ от создания партий по религиозному признаку. В-девятых, общественное признание государства высокой цивилизационной и культурной ценностью, а укрепление согласия и стабильности в нем приоритетной задачей всего населения. В-десятых , развитие современной культуры в единстве двух направлений - светского и религиозно-этического. По всему поэтому светский исламизм может проявиться не только как социально-правовое явление, но и как явление общественной культуры. Стать образом гражданского поведения, который существует в единстве с этикой поведения, ориентированной на ислам . Не противоречит ей в её собственной сфере нравственно-духовного. Возможно “просвещенный ислам” и “светский исламизм” являются взаимодополняющими понятиями. Однако светский исламизм является пока что довольно хрупкой социальной системой. Под отрицательным воздействием внешних - неоимпериалистических, неоколониалистских или внутренних - командно-бюрократических проявлений, авантюризма и экономических кризисов светский путь на основе исламской культуры подвергается значительному риску. По этой причине важно последовательно внедрять светские подходы в общественную идеологию и личное сознание граждан, формировать светским образом ориентированную политическую культуру населения. В этом незаменимую роль выполняет конституционно гарантированная демократизация всех сфер жизни государства и общества. Отличия в семье исламских народов различных континентов, регионов и стран реальны по признаку отношения к светскому пути развития национального государства. Хотя везде оно происходит своеобразно , однако ныне повсеместно характеризуется полным отказом от политики “государственного атеизма". В Узбекистане выбор светского пути государственности сочетается с возрождением восточной, просвещенной исламской духовности, её современной гуманизацией и деполитизацией. Развитие частной экономической инициативы, собственности в процессе реформ, проводимых под руководством Президента И.Каримова, укрепляет светские основы государства и общества. Тем самым создаются прочные социально-экономические основы индивидуальности и солидарности через личностный, более свободный выбор. Экономический либерализм прокладывает дорогу свободе совести, превращает вероисповедание из обозначения внешнего статуса человека в его внутреннее духовное состояние. Выбор светского пути развития государства имеет правовое подтверждение и конкретные гарантии, также как и свобода совести, права верующих и неверующих, равных перед законом. Коренные реформы государства, общества, экономики и духовности в Узбекистане приводят к коренным переменам во внутреннем мире людей. В то же время повышают значимость для многих религиозной веры, великий дар которой - уверенность. Главным мотивом веры всё прочнее становится внутреннее влияние человека на самого себя. Одновременно производность от своей культуры не позволяет утратить национальное , народное , уникальное в технологизированном, всё более доступном информации обществе. Гражданский характер индивидуальности делает её более открытой для взаимодействия не только с людьми своей, родственных, но и иных культур . Светский тип правовой жизни повышает уровень гуманизации в конкретных обществах национальных чувств и потребность в общечеловеческих ориентациях. В самой формуле о всеобъемлющем влиянии ислама на своих приверженцев при её всестороннем и современном осмыслении содержатся признаки окультурации, т.е. взаимного влияния мира религиозной веры и мира прагматического бытия. В различные исторические эпохи на территории Узбекистана существенно различались пропорции такого взаимовлияния. Их диктовали реальные потребности укрепления государства, прогресса экономики и развития духовности народа. Светский исламизм - это “продукт” интеллектуальной культуры и бытия, результат синтеза рационального опыта. Прежде всего - политико-правовое явление. В таком качестве оно стимулирует обогащение народных демократических традиций Востока и узбекской нации, восприятие ими современных демократических ценностей. Также как существует “народный ислам”, реальны светские проявления в жизни народа. Они показывают возможности современных преобразований на базе своей культуры и цивилизации. Они стимулируют готовность к сотрудничеству культур и цивилизаций. Тем самым, формируют механизмы интеграции в общечеловеческие процессы. Вот почему светский путь самообновления на основе исламской культуры достоин такого восприятия как - вариант продвижения к ренессансу просвещенного ислама. Правомерен дискуссионный вопрос: действительно ли светский путь развития государства и общества является существенным показателем зрелости культурного, цивилизационного потенциала народа, приверженного к определенной конфессии, будь то исламской, христианской, буддистской, индуистской, иудейской? Многообразное явление, рассмотренное в настоящем исследовании на примере Республики Узбекистан, имеет место быть в самых различных странах - от Магриба (Северной Африки) и до Индонезии. Оно в той или иной мере приводит в действие созидательный потенциал формирующихся - гражданского демократического общества, конституционного государства и гражданина-индивидуума. Сохранение негативного отношения к любому упоминанию исламской культурной ориентации относится к прошлым стереотипам противостояния цивилизаций, политических и вооруженных конфликтов, религиозных воин. Чем быстрее они будут вытеснены из сознания Человечества, тем плодотворнее пойдут процессы сближения и взаимопонимания в ХХI веке. Светский исламизм представляет ничто иное как один из механизмов подготовки перехода из третьего мира"(развивающихся стран) во второй" (результативно реформируемых) - с ориентацией на выравнивающиеся взаимодействие с первым миром" (высокоразвитые страны). А это - глобальное условие прогресса на суперконтиненте Европы и Азии. Нельзя не подчеркнуть возможностей светского выбора для сближения народов и индивидуумов, принадлежащих к различным цивилизациям и культурам. Еще более значима его роль в укреплении государств с многоконфессиональным населением. Проведение лидерами Узбекистана крупномасштабных реформ на основе светского государства и исламской культуры может рассматриваться как тончайший и глобальный поиск. Суть его выражается в прогрессивном саморазвитии узбекского народа и многонационального государства-реформатора , интеграции в регионе , а через него - в мировом сообществе, включенности в общечеловеческие перемены к лучшему. Этот процесс, видимо, представляет интерес для многих стран. * * * И С Л А М О В Е Д Ч Е С К И Й С Л О В А Р Ь Т Е Р М И Н О В АС-СУННА - "обычай", "пример"; полная форма "суннат расул Аллах" -"сунна посланника Аллаха". Она состоит из поступков Мухаммада (фи'л), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). Сунна передавалась устно сподвижниками Пророка и была зафиксирована в виде Хадисов у суннитов и хабаров - у шиитов. Почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху. В обычном, бытовом словоупотреблении сунна может означать у мусульман праведные поступки. Последователи Сунны именуются АХЛ АС-СУННА ВА-Л-ДЖАМА'А - суннитами. Это - наиболее массовый толк в исламе. К нему относятся также мусульмане Центральной Азии. Сунниты считают необходимой выборность главы общины мусульман из числа достойнейших - халифу. Вторая часть названия этого толка отражает его самую главную особенность - "согласное мнение общины". Ей принадлежит особая роль в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами. Основными формальными признаками принадлежности к суннитам являются: признание законности первых четырёх халифов; признание шести сводов хадисов (ал-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Да'уда, ан-Наса'и, Ибн Маджи), принадлежность к одной из четырёх религиозно-политических школ (мазхабов) - маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафи'итскому. АШ-ШИ'А (приверженцы, партия) - ШИИТЫ - общее название группировок и общин, признавших Али бен Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками Пророка Мухаммада. Как политическая группировка образовалась в начале второй половины YП в. Впоследствии на базе идей об имамах как носителях божественной субстанции, наследовании высшей власти в общине мусульман - возник шиитский толк, положивший начало расколу в исламе. Их призыв "К богоугодному из рода Мухаммада!". При этом его появление носит таинственный и непостижимы смысл - как мессии. В настоящее время к шиитам принадлежит абсолютное большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Крупные общины шиитов имеются в Карачи (Пакистан), Герате (Афганистан), а их общины разной величины есть почти во всех исламских странах. Традиции политизации, революции, стремления к теократическому государству мусульман, отличают современную социальную практику шиизма. АЛ-ИДЖМА - согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц исламской общины по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права (фикха). Положение об этой норме было сформулировано выдающимся законоведом аш'Шафии (ум. в 820 г.). Но он считал ал-Иджма только то, что было выработано в период первоначального ислама семью фатихами (законоведами) из города Медины во второй половине YП в., которые установили тогда порядок изучения спорных вопросов. Абу-Ханифа (ум. в 767 г.) ещё до аш'Шафии выдвинул мнение, что ал-Иджма может исходить от любой авторитетной группы. Традиция ал-Иджма оказала и оказывает стабилизирующее влияние на ситуацию как в религиозной, так и в светской жизни мусульман. Она стала составной часть национального менталитета и общественного сознания, политической культуры в независимом Узбекистане. Помимо традиционных, современным источниками ал-Иджма, вероятно, могли бы считаться старцы, чей моральный и общественный авторитет вне сомнения в махалле, районе, городе; депутаты Олий Мажлиса как всенародно избранные законодатели; выдающиеся деятели литературы и учёные. Ал-Иджма является механизмом неформальной демократии, восходящей к восточному образу жизни и цивилизации. АБУ-ХАНИФА, ан-Ну'ман бен Сабит ал имам ал-а'азам (699-767) - мусульманский богослов, законовед, юрист, основатель и этноним ханафитского мазхаба (правовой школы) в суннитском толке ислама. С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое исламское сочинение по догматике Асл ат-таухид. Он является первым, кто применил методы казуистического (от слова "казус" - происшествие) исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение религиозных положений и требований повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норма обычая ('урф) как одного из источников права. Наследие Абу Ханифа сохранилось в виде цитат и ссылок в Китаб ал харадж Абу Йусуфа, а также в сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в ал-Мабсут, Кита аз-зийадат и Китаб ал-ансар. ХАНАФИТЫ - последователи ханафитского мазхаба, одного из четырёх канонизированных в суннитском толке и возникшего в YШ в. в г.Куфа (Ирак). Его особенности таковы: Коран принимается как источник права полностью и безоговорочно; Сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора Хадисов. Последователи Абу-Ханифы признавали ал-Иджма только тех авторитетов в исламе, хадисы которых они считали достоверными, а также - местных учёных-законоведов (муджтахидов). Благодаря высокой терпимости по правовым и практическим вопросам мазхаб ханафитов, начиная с IХ в., стал широко распространяться на север и восток, охватив Анатолию (азиатскую часть современной Турции), Балканы, Северный Кавказ, Причерноморье, Поволжье, Центральную Азию, Афганистан, Индию и обширную степную зону до Китая, а также утвердился на островах Индонезии. Ханафитами были ханы Золотой Орды, Темур и Темуриды, Великие Моголы-Бабуриды в Индии и султаны Османской империи. Мусульмане Узбекистана являются ханафитами, что безусловно позитивно воздействует на их открытость к взаимодействию с другими мазхабами в суннитской ветви ислама, а также во внерелигиозной сферы - с шиитами. Социальная философия и культура ханафитов способствовала их восприимчивости к светскому типу права (Турция, Узбекистан, Индонезия) и государства. Среди ханафитов слабо распространён религиозный фундаментализм и экстремизм. АЛ-ХАНАБИЛА - ХАНБАЛИТЫ, сторонники одного из четырёх канонизированных суннитских мазхабов. Основатель-этноним Ахмад бен Ханбала. В отличии от других суннитских мазхабов, ханбалитство возникло в IХ в. как религиозно-политическое учение, а затем перешло в догматико-правовую форму. Проводило взгляды наиболее последовательных сторонников традиционализма (ныне - фундаментализма) и явилось своеобразным ответом на кризис в обществе и перемены. Основатели и идеологи ханбализма считают Сунну Пророка (священное предание мусульман о Мухаммаде) столь же значимым источником права, что Коран. Ранние ханбалитские сочинения поднимали авторитет хадисов до уровня Корана. В этом мазхабе отрицается значимость рационалистических подходов к толкованию догматов веры. Не допускается возможность любых нововведений в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и Хадисах. Вместе с тем, ханбалиты выступают против крайностей веры и организации практической жизни общины. Ими осуждается участие в смутах, требуется подчинение законному правителю, "справедлив он или нет". Себя они считают главными хранителями Сунны. Идеи ханбалиства возрождены в борьбе с нововведениями ваххабитами, используются организацией "Братья-мусульмане". Догматико-правовая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии. ХАДИС - ХАДИСЫ (множественное число) - предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно- правовые стороны жизни мусульманской общины. Состоит из двух частей: собственно информационной (матн) и иснада - перечисления людей, передававших друг другу текст матна из поколение в поколение. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана Сунна. Они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама. Именно Хадисы стали основным средством приспособления ислама к новым социальным и идейным ситуациям, возникшим после мусульманских завоеваний и возникновения Халифата. С середины YП в. составлялись сборники Хадисов (мусаннаф) и сборники, объединяющие Хадисы от одного передатчика (муснад). Существуют также исторические Хадисы, содержащие жизнеописание Мухаммада. Выделяется категория Хадисов - прорицаний. Особое место занимают ал-кудси - высказывания, входящие в своды Хадисов, но считающиеся словами Аллаха, а не Мухаммада. Среди авторитетных у суннитов сборников Хадисов выделим принадлежащие уроженцам Мавераннахра - ас-Салих ал Бухари (ум. в 870 г.), Мухамадда ат-Тирмизи (ум. в 898 г.). Их имена с большим почтением упоминаются в официальных речах государственных руководителей Узбекистана. Хадисы являются, по исламской традиции, важной частью любого научного труда, созданного мусульманином. Они употребляются также как афоризмы. Традиция опоры на Хадисы возрождена в общественной и духовной мысли современного Узбекистана. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ I. - Конституция (Основной Закон) Республики Узбекистан. -Т., 1993. - Законы о выборах в Республике Узбекистан. - Т., 1994. - Закон Республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных объединениях". - Коран. - М., 1990. - Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. - Т., 1992. - Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Т., 1993. - Каримов И.А. Выступление на внеочередной сессии Сурхандарьинского областного совета народных депутатов /Народное слово, 1993, 16 апреля. - Каримов И.А. Выступление на Будапешской встрече в верхах СБСЕ/ Правда Востока. 1994, 8 декабря. - Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан /Народное слово, 1995, 24 февраля. - Хидая. Комментарии мусульманского права. Под ред.б.военного губернатора Сыр-Дарьинской области Туркестанского ген.-губ. генерала Н.И.Гродекова. - Ташкент, 1893. - Хидая. Комментарии мусульманского права. Под науч.ред. А.Х.Саидова. - Т.,Узбекистон, 1994. II. - Алиев Ж. Об истории взаимовлияния и развития общественной мысли в Казахстане в первой половине ХХ века: автореф.дис. доктора философ.наук. -Т., 1994. - Баллер Э.А. Преемственность культур. - М., 1969. - Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. - М., 1991. - Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. - Казань, 1991. - Бартольд В.В. Соч. в IX томах. Т.П., Ч.I, 1963; Т.YI, 1966; T.IХ, 1967. - Вагабов М.В. Ислам и семья. -М., 1980. - Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. -М., 1983. - Вахабов М.Г. Формирование узбекской нации. -Т., 1961. - Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Перев. с анг. -М., 1981. - Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258): Перев. с анг. -М.,1986. - Гукалп З. Туркчилик асослари. -Т.,1994. (Основы тюркства: пер. с турец. на узб.яз.). - Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. -М., 1984. - Завадская Е.В. Восток на Западе. -М., 1970. - Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые и экономическо-гуманитарные аспекты. - М., 1991. - Журавский А.В. Христианство и ислам. -М., 1990. - Ишанова Ш.А. Нормы шариата и их применение казийскими судами Средней Азии до 1924 года: автореф.дис. канд.юридических наук. -Т. 1992. - Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Т., 1994. - Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. - М.,1981. - Исхаков В.И., Исхакова Т.Н. Древо мудрости и здоровья. -Т., 1991. - Ишанов А.И., Саматова Х.С., Уразаев Ш.З. История государства и права Узбекистана. - Т., 1969. - Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х-начало 80-х годов ХХ в). -М.,1988. - Ислам в СССР: Особенности процесса секуляризации в республиках советского Востока. - М., 1983. - Ислам. Историографические очерки. Под общ.ред. С.М.Прозорова. -М., 1991. - Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепций. Под научн.ред. Г.М.Керимова. - Казань, 1991. - Каддафи Муамар. Зелёная книга. -М., 1989. - Кемаль М. Мемуары. Т.4. Победа новой Турции, 1921-1927: Перев. с тур. -М., 1934. - Кондрад Н.И. Восток и Запад. -М., 1972. - Крачковский И.Ю. Арабская культура в Испании. -М.-Л., 1937. - Массэ А. Ислам: Перев. с франц. 3-е изд.- М.,1982. - Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в ХYI - ХYШ веках: В кн. Ислам в истории народов Востока.- М., 1981. - Мец А. Мусульманский Ренессанс: Перев. с нем. - М., 1973. - Мирославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. (Очерки исламской цивилизации). - М., 1991. - Модернизация: зарубежный опыт и Россия. Российский независимый институт социальных и национальных проблем. -М., 1994. С.98. - Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е годы). - М.,1991. - Наливкин В. Сборник материалов по мусульманству. -С-П., 1899. - Опыт систематического изложения главнейших начал Шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края. -Т., 1909. - Правовое государство - независимость, нация, экономика, идеология, политика. В 4-х т. Под ред. С.Джураева. - Т., 1994. - Пэн С. Моисей Маймонид, его жизнь и деятельность. - Одесса, 1986. - Рзаев А.К. Мухаммад Али К.Казем-Бек. -М., 1989. - Саидкулов Т.С. Очерки историографии истории народов Средней Азии. Ч.I. - Т., 1992. - Саидов А.Х. Основы мусульманского права. -Т., 1994. - Саидов А.Х.,А.Т.Юнусова. Закон Республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных организациях". Комментарии. -Т., 1993. - Соловьёв Вл.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. -СПБ., 1902. - Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. -М., 1986. - Сюкияйнен Л.Р. Концепции халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока: в кн.: Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. -М., 1985. - Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния / Сост. и подг.текста Р.Рахманалиев. -М., 1992. - Ташкулов Д. Дониш. -М., 1990. - Уманский Я.С., Арапов А.В. Диалоги об этнической политике: Узбекистан и Центральная Азия. -Т., 1994. - Фадеева И.Л. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции: в кн.:Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. -М., 1982. - Филипова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении. -М., 1989. - Хайруллаев М.М. Абу Наср Фараби. -М., 1982 - Чалоян В.К. Восток - Запад. -М., 1979. III. - Heinrich A. Rommen. The State in Catholic Thought: A Treatise in Political Philosophy. 2nd ed. St.Louis (MO): B.Herder Book Co. 1945. - Jinnah M. Speeshes and Writings. Lahor,1952. - Berkes N. The Development of Secularism in Turkey. Montreal, 1964. - Reforme et revolution chez les musulmans de l'empire russe. Helene Carrere d'Encausse. Preface de Maxime Rodinson. Paris, Presses de la Fondation Nationale des Sciences Politiques, 1981. - TofflerA. The Third Wave. Toronto, N.Y., 1981. - Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society. Washington. 1983. - Society for Central Asian Studies. Reprint series N 2. Programs of The Muslims political parties: 1917 -1920. Oxford. 1985. - Soclety for Central Asian Studies. Reprint series N 2. Programs of The Muslims political parties: 1917-1920. Oxford. 1985. - Bennigsen А. Soviet minority nationalism in historical perspectiv // in : The Last empire. Stanford: Hooper Institution Press. 1986. - Morris-Suzuki T. Capitalism in the Computer Age // New Left Review, Lnd. 1986, november- december, N 160. - Traces of the Central Asian culture in the North /Finnish-Soviet Joint Scientific Symposium Held in Hanasaari, Espoo 14-21 January 1985/ Edited by Ildiko Lehtinen.Suomalais-Ugrilainen. Helsinki/ 1986. - The Concise Encyclopedia of Islam. The Edition by Harper&Row, Publishers, Inc. San Francisco. 1989. - The Roots of Muslim Rage by Bernard Lewis. The Atlantic. Harvard's Hollow Core Curriculum //Fiction by Richard Bauch. September 1990. - Richard Tapper. Islam in Modern Turkey: religion, politics and literature in a secular state. V., 335 hh. London and N.Y.: B. Tauris [ and the Modern Turkish Studies programme, SOAS, 1991. - The Islamic influence in Soviet Central Asia. Prof.Y.Ro'i//The Muslim Wold League Journal. Makkah, 1991. - Nationalism in Uzbekistan: a Soviet republic’s road to sovereignty / by James Critchlow. Westview Press. 1991 - Richard Nixon. Seize the Moment. America's Challenge in One-Superpower World. Simon&Schuster. New York. 1992. - Atkin M. Islamic assertiveness and the waning of the old soviet order // Nationalities papers. N 1. Spring 1992. - Between Marx And Muhammad. The Changing Face of Central Asia by Dilip Hiro Harper Collins. 1993. - Political Islam: Religion and Politics in the Arab World. By Nazin Ayubi. The Political Quarterly Publishing Co. Ltd. 1994. IV. - Арапов А.,Уманский Я. Азийство: внешнее и внутреннее проявление этнополитики в Центральной Азии// Свободная мысль. 1993,N 8. - Ахмедов А. Туркликми, узбекликми? (на узб.яз.: Туркство или узбекство?) //Мулокот. 1994, NN 11-12. - Ахмедов Б. Об "Уложении Темура" // Маяк Востока. 1992, N2. - Беннингсен А. Исмаил-бей Гаспринский (Гаспрали) и возникновение джадидизма в России// Этнографическое обозрение. 1992, N 6. - Владимир, архипиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Путь святого апостола //Звезда Востока. 1994, № 7-8. - Выдрин А. Фитрат, Поливанов, Сталин и другие: Языковая политика в Узбекистане //Звезда Востока (Ташкент).1994, NN 5-6. - Гаспринский Исмаил-бей. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения //Этнографическое обозрение. 1992. NN 5, 6. - Гемер М. Государство Шамиля // Восток - Orient. 1993, N 2. - Дубнов В. Говорим "Евразия", а слышится "Азия"// Новое время. 1994, N 29, июль. - Елемесов Р., Майсюк А. Исламский фактор. Ошибки методологии и ошибки анализа // Общественные науки и современность. 1992, N 4. - Ефимов Е. Исламский фундаментализм: угроза для России?// Свободная мысль. 1993, N 16. - Ионова А.И. Исмаил Гаспринский о судьбах мусульман России//Вестник Российской Академии наук. 1992, N 6. - Князь В.И. Масальский. Туркестанский Край. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. - С.-Петербург. - Издание А.Ф.Деврiена, 1913. - Малашенко А. Коммунизм в тени ислама//Восток - Orient, 1993, N 2. - Масалимов Р., Масалимова Д. О причинах поражения коммунизма на Востоке // Общественные науки и современность. 1992, N 4. - Онучко В. Каких цветов ислам для Франции?// Исламский вестник. 1992, N 1. - Пулатов Х.П. Свободна ли свобода совести?// Общественные науки в Узбекистане. 1992, N 2. - Сакхеб Г. Будущее человечества. Исламский прогноз// Свободная мысль, 1992, N 6. - Хадисы. Из изречений Пророка Мухаммада//Маяк Востока. 1992, N2. V. - Critchlow J."Islam in Fergana Valley: the Wahabi 'Threat', "Radio Liberty, Report on the USSR. Deсember 8, 1989; - Bess Brown, "Religion and Nationalism in Soviet Central Asia", ibid. July 20, 1990. - Ш.Тацуно. Стратегия - Технополисы. Пер.с англ.яз. - М.: Прогресс, 1989. - Преобразования и упорство.- Тунис, 1993: информационные политические материалы. Перев. с араб.яз. С.28-29. - Assian Affairs. London, 1993, v. 24, N 1,2,3. - Пресс-бюллетень "Третий путь" Посольства Исламской Республики Иран в Республике Узбекистан. (На рус. яз.). 1994. - Ислам в США : программа спутникового телевидения "Уорднет" Информационного агентства США. 26 июля 1994 г.: Перев. с англ.- Figaro. 6-7. 08. 1994. - G.Kaufman. Border-line cases/The sundy times. 1994, 13 march. - John Lloyd. The Silk Road's route to a living laboratory/Financial Times Weekend. 1994, 17 July. - Time. 1994, 25 July. [Интервью с Президентом Узбекистана И.Каримовым]. - Karimov I. Z'Ouzbekiztan a L'heure de Moscou//Politique International. 1994, N 64. PP.137-143. - Hanks R. The islamic factor in nationalism and nation-bilding in Uzbekistan: causative agent or inhibitor?//Nationalities Papers (USA). V.22. N.2. 1994. РР.309 - 323. - Bhikhu Parekh. Discourses on National Identy// Political Studies. V.XLП. N. 3. September 1994. PP. 492-504. (UK) - Магосаки Укеро. Что происходит в Средней Азии?//Чуо Корон. 1995, N 5: перевод на русский язык сделан Посольством Японии в Республике Узбекистан. VI. - Сулейманова Ф.К. Наши духовные ценности. Восток и Запад - пути и перепутья /Народное слово. 1994, 16 июня. - Узбекистон овози. 1994, 23 июля: на узб.яз. - Малашенко А. Кем приговорён Ислам Каримов/ Независимая газета. 1994, 22 июля. - Азия. 1994, июль, N 27. - За рубежом. 1994, N 39, август. - Япония. О себе и мире. Дайджест № 9, август 1994 г. Издание АО ”Япония сегодня”. - "Ислам и Запад" : приложение к лондонскому журналу "Экономист": сокр. пер. с англ. / реферат. ИТАР-ТАСС// "Компас". N 150, сентябрь. - Компьюер-Азия.Научно-технический журнал ГКНТ Республики Узбекистан и ЦМИ. 1994, октябрь - Ходжаев Н. Солженицын как зеркало российской действительности / Народное слово. 1994, 8 ноября. - Встревоженные исламисты/Труд, 1994, декабрь. - США: "Ловушка для политики в отношении Ирана": сокр. пер. с анг.//Компас. ИТАР-ТАСС, 1995, № 2, январь. - Бжезинский З. План для Европы//Форин афферс. 1995, январь-февраль: по "Компас", ИТАР-ТАСС. 1995, N 7, февраль. С.15). - Степанов А. По ком звучит Фаттиха, или Кто разыгрывает мусульманскую карту // Труд, 1995, 25 февраля. |