Иллюстрации к статье:
Западная арка
мавзолея Гур-и Эмир
Нефритовое надгробие Амира Темура в мавзолее Гур-и Эмир
8-конечная звезда
безымянного мавзолея Шахи-Зинда
Мавзолей Нуриддина Басира
Мавзолей Рухабад
|
Арапов
А.В.
Памятники архитектуры Амира Темура как источник исторического знания
Памятники архитектуры представляют собой ценнейший исторический материал, способный существенно дополнить и обогатить данные письменных источников. Значительный объем исторической информации несет в себе богатое архитектурное наследие эпохи Амира Темура и его ближайших наследников, охватывающее период второй половины 14 – первой половины 15 века. Причем еще не все факты, происходящие из анализа архитектурных первоисточников, востребованы в систему исторических знаний об этой эпохе.
1. Погребение «псевдоОмара»
Одно из главных мест в мавзолее Гур-и Эмир занимает погребение некого шейха или сейида «Омара». В основном зале мавзолея богатое надгробие этого человека занимает западную нишу напротив входа из восточной галлерии. Оно находится за пределами общей ограды, которая охватывает надгробия темуридов и сейида Берке. В склепе к захоронению шейха «Омара» от основной группы погребений пробит отдельный западный коридор. На хорошо сохранившейся надгробной плите выбит текст на арабском языке, который был прочитан в 40-е годы прошлого века Семеновым А.А. ([4], C.23-24). Он содержит суры Корана и традиционные эпитеты Аллаха, но не имеет никаких упоминаний о похороненной под этой плитой персоне. Обращает на себя внимание тот факт, что средняя часть надгробной плиты лишена какого-то ни было текста, хотя ему возможно отводилась протяженная пустая поверхность, лежащая ниже.
У западной стороны мавзолея Гур-и Эмир находится огромная кирпичная арка, являвшаяся частью архитектурного комплекса выстроенного здесь во времена Улугбека. Согласно археологическим данным и архитектурной реконструкции этот ансамбль имеет обширный двор, основой композиции которого является западный вход в склеп и оконная ниша мавзолея, непосредственно связанные с погребением шейха «Омара». Все эти факты свидетельствует о том, что здесь находится погребение принципиальной исторической персоны, культовое значение которой было специально подчеркнуто средствами архитектуры при Улугбеке.
Устоявшаяся традиция называет шейха «Омара» четвертым сыном эмира Кулала ал-Бухари, что было подтверждено авторитетом таких ученых как Бартольд В.В. и Вяткин В.Л. со ссылками на «Рашахат ‘aйн ал-хайат» и «Ламахат мин нафахат ал-кудс». Однако еще Семенов А.А. обратил внимание, что более полная информация о сейиде Омаре – младшем сыне эмира Кулала представлена в труде «Манакиб-и Амир Кулал». Здесь сообщается, что сейид Омар как и отец следовал пути суфия. Большую часть своей жизни он исполнял обязанности мухтасиба в Шахрисябзе. Умер в 803 ГХ (1400-1401 гг.) в Банд-и Оканин, а через год его останки были перевезены
в Бухару и похоронены в селении Сухари рядом с отцом. Отсюда Семенов А.А. делает вывод, что погребение в Гур-и Эмир не может быть погребением сына эмира Кулала и предложил называть его захоронением «псевдоОмара».
Официальной версии противоречит и архитектурный первоисточник, поскольку тогда необходимо считать захоронение «псевдо Омара» первоначальным и уже Амир Темур должен был учитывать это в плане мавзолея. Нельзя привести убедительных причин, которые могли бы объяснить решение Улугбека уделить такое беспрецедентное внимание фигуре реального сеийда Омара (сыну эмира Кулала), не игравшего согласно историческим сведениям значительной роли в духовной и политической жизни своего времени. Все это дает
основания утверждать о существовании неразрешенной исторической «загадки», требующей пристального научного внимания.
Похоже мы имеем дело с погребением человека, имя которого при поздних темуридах и шейбанидах было сознательно предана забвению. Это, например, могло быть связано с приходом к политической власти «накшбандийа», духовные взгляды которых, как известно, были во многом оппозиционны взглядам Улугбека. Историческое «вычисление» персоны, похороненной в погребении «псевдоОмара» может существенно изменить наши взгляды о духовной атмосфере двора Улугбека. «ПсевдоОмаром» мог бы, например, быть Касим-и Анвар (сейид амир Му’инуддин ‘Али, Касим Тебризи), который переехал в Самарканд в конце 30-х годов 15 века и стал духовным наставником Улугбека. До этого времени Касим-и Анвар жил в Герате и имел огромное влияние среди знати Хорасана. Он был изгнан из Герата по обвинению в связах хурруфитами, покушавшимися на Шахруха. Это только версия, но искать необходимо фигуру, по масштабу сравнимую с Касим-и Анваром.
2. Надгробия Амира Темура и его потомков в Гур-и Эмире
Семенов А.А. обратил внимание еще на одну проблему, которую ставит мавзолей Гур-и Эмир. Находящиеся в нем нефритовое надгробие Амира Темура, его надгробная плита в склепе, а также надгробие Мираншаха содержат весьма примечательный текст родословной рода Сохибкирана. Согласно нему род Темура восходит к амиру Бузанджиру, о котором здесь говорится: «…И не был известен отец у сего благородного, исключая того, что его мать [была] Аланкува. Сообщается, что она … зачала его от света [который] проник к ней через горнюю дверь и предстал перед нею в образе совершенного человека. Он рассказал, что он – из сыновей повелителя правоверных ‘Алия, сына Абу Талиба; и неоднократно подтверждают ее [Аланкува] притязания на него [сына ‘Алия] ее благородные потомки, во все времена победители над всеми» ([5],C.57-58).
То, что в этой родословной Темуриды претендуют на происхождение от Борджигинидов (потомков Аланкува), считающимися среди монголов священным правящим родом, хорошо соответствует традиционным представлениям об этой семье. Самой выдающейся фигурой Борджигинидов являлся Чингиз-хан – основатель ханского рода. Амир Темур и его потомки, не являвшиеся чингизидами, для легитимизации своей власти использовали любую возможность связи с потомками Чингиз-хана (подставные ханы, браки с чингизидскими принцессами). Но в тексте родословной есть и другой принципиальный аспект. Здесь Темуриды связывают себя с Али, претендуя на сейидское достоинство, и, определенно декларируя свои шиитские симпатии.
По чьему указу была выбита в камне такая версия темуридской родословной? Кто из потомков Темура решился на подобные утверждения? Похоже, что при Сохибкиране такая точка зрения еще не имела официального оформления. На памятной плите, установленной Амиром Темуром в мавзолее Ахмада Йассави, приведена только сокращенная версия родословной, не содержащая информации ни об отношении к Борджигинидам и не о связи с шиизмом. В «Муджамал-и Фасихи», написанным Фасихи ал-Хафави - одним из чиновников Шахруха, текст родословной Темуридов ограничивается перечислением списка предков до Аланкува (Алан Тава-хатун) без упоминания об Али ([2],C.59).
С другой стороны, известно, что нефритовое надгробие Амира Темура в мавзолее Гур-и Эмир было изготовлено при Улубеке, о чем содержится упоминание на торцевой части этого камня. Тогда будет правильным предположить, что именно Улугбеку и принадлежит эта версия родословной. При нем могла быть изготовлена и установлена в склепе соответствующая плита для Амира Темура. Напомним, что перезахоронение Мираншаха в Гур-и Эмир также было произведено во время правления Улугбека. Возможная шиитская ориентация Улугбека хорошо согласовывается с информацией о признании им духовного наставничества со стороны Касим-и Анвара, известного своими шиитскими взглядами.
Отметим в этой связи еще одно архитектурное свидетельство шиитского влияния в эпоху Темура и темуридов. К концу 14- началу 15 века относится безымянный мавзолей в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде, сооруженный мастером Несефи. Его имя свидетельствует, что он уроженец Несефа – города, с начала 60-х годов 14 века входившего в сферу политического влияния Темура. Так вот на его портале находится изображения 8-конечных звезд, в которые вписаны имена 12 шиитских имамов. Здесь же в Шахи-Зинда рядом с михрабом мечети у мавзолея Кусам-ибн-Аббаса вмонтирована мраморная плита с текстом родословной, аналогичным тексту на надгробии Темура в Гур-и Эмире. По мнению Шишкина В.А. это часть надгробной плиты с погребения одного из Темуридов ([3], C.45-49).
Если признание шиизма Улугбеком имело место, то это не исключение среди темуридов. Так в правление Султана Хусейна (1468-1506) вблизи Балха было учреждено культовое место – «могила» Али. В присутствии правителя и его сановников этот мазар был признан подлинным и по его велению здесь был сооружен величественный мавзолей, давший название городу Мазар-и Шариф (Священный Мазар). Отметим также, что позднее и Бабур не имел никаких идеологических проблем в контактах с шиитами, когда в борьбе с шейбанидами привел в Мавераннахр войска шиитской династии Сефевидов.
3. Суфийские мавзолеи
Среди памятников архитектуры Амира Темура наиболее многочисленную группу составляют мавзолеи суфийских шейхов, что характеризует лидирующую роль суфизма в религиозной жизни Мавераннахра во второй половине 14 века. По меткой характеристике Тримингэма Дж.С. в это время «Гробница, а не мечеть выступает как символ ислама» ([8],C.64). Культ суфийских шейхов как мусульманских святых стал иметь при Амире Темуре государственное значение. За годы правления по личному указанию Сохибкирана были построены:
- мавзолей шейха-суфия Шамс ад-дина Куляла - начало 70-х годов 14 века, Кеш (Шахрисябз);
- мавзолей шейха Нуриддина Басира (Кутби-Чахар-духум), начало 70-х годов 14 века, Самарканд;
- мавзолей шейха Зайн ад-дина Куйи Арифани, конец 14-начало 15 века, Ташкент;
- мавзолей шейха Бурханиддина Сагарджи (Рухабад), 80-е годы 14 века, Самарканд;
- мавзолей-ханака Ахмада Йассави, конец 14 века, Йассы (Туркестан);
- мавзолей шейха Занги-аты и его жены Амбар-биби, конец 14 – начало 15 века, область Ташкента.
Бросается в глаза предпочтение отданное Сохибикираном представителям двух суфийских тарикатов - «сухравардийа» (Нуриддин Басир-Зайн ад-дин Куйи Арифани – Бурханиддин Сагарджи) и «йассавийа» (Ахмад Йассави – Занги-ата). Возможно эти два учения образовывали в Центральной Азии единое духовное поле, где в кочевой среде на первое место выходили идеи «йассавийа», а в городской – «сухравардийа». Не случайно в письменных источниках содержится множество свидетельств о связи идей «йассавийа» с учением Сухраварди и даже ученичестве Ахмада Йассави у шейха Шихаб ад-Дина Сухраварди. При этом тюркская кочевая аристократия, на которую опирался Сохибкиран, и которая составляла основу его имперского двора, скорее всего, была «йассавитами».
Показательно также, что среди суфийских шейхов, чья память была почтена Амиром Темуром сооружением мавзолея отсутствуют представителя двух других среднеазиатских тарикатов: «кубровийа» и «хаджаган-накшбандийа». Это может означать, что традиции этих тарикатов не находили поддержки при дворе Сохибкирана. В отношении «кубровийа» мы имеем эпизод, когда около тысячи суфиев этой традиции, спасаясь от войск Амира Темура, эмигрировали в Кашмир, где в итоге возникла одна из ветвей этого тариката - «хамаданийа». Не могло не вызывать подозрительности признание «кубровийа» во враждебных Амиру Темуру Хорезме и Золотой Орде. Мавзолей основателя этого тариката Наджмиддина Кубро в Куня-Ургенче почитался в этих государствах как одна из главных святынь. Археологические данные не подтверждают предположение о сооружении Темуром мавзолея последователя Кубро шейха Сайфиддина Бохарзи в Бухаре.
Идея об оппозиционнности «хаджаган-накшбандийа» неожиданной. Поздние темуриды в 15 веке , а за ними и шейбаниды в 16 веке, отдавали однозначное предпочтение «накшбандийа». То же, обычно, имелось ввиду и в отношении Амира Темура. Так Рахманалиев Р. утверждает: «Религиозная вера Тамерлана … была близка к суфийской традиции, и в этом вопросе он, очевидно, принадлежал к суфийскому ордену Накшбандийа» ([7], C.157). Но, приняв точку зрения «Сохибкиран – сторонник «хаджаган-накшбандийа», мы входим в противоречие с данными архитектурных «первоисточников». Почему великий строитель Амир Темур практически ничего существенного не построил в священной для мусульман Бухаре - месте жития и проповедей Баха ад-дина Накшбанда? Почему Амир Темур, переживший Накшбанда на полтора десятилетия, не счел возможным создать над его могилой мавзолея? Это было сделано только через полтора века при шейбанидах.
4. Амир Кулял ал-Бухари и Шамс ад-дин Кулял (Куляр)
Из предложенной выше схемы суфийских предпочтений Амира Темура как бы выпадает мавзолей шейха Шамс ад-дина Куляла в Кеше. Письменные источники вполне определенно указывают на этого человека как на фигуру, вдохновившую Амира Темура, вложившую в его сознание идею предназначения как властителя мира.Он упоминается как Шемс ад-дин Кулар (или Кулал) в "Зафар-наме" и как Шемс ад-дин Фахури у Араб-шаха ([6], C.57). Сохибкиран и его отец Мухаммад Тарагай считаются мюридами шейха Куляла. Он был духовным наставником молодого Темура, и, вероятно, поддержал его в первые годы политической карьеры.
Но этого же человека как Амира Куляла включают в цепочку преемственности «хаджаган-накшбандийа» как непосредственного предшественника Баха ад-дина Накшбанда. Согласно «Макамат-и Амир Сайид Кулал», написанного Шихаб ад-дином ибн бинт-и Амиром Хамзой в 15 веке Сайид Кулял родился в селении Сухари под Бухарой. Возникает противоречие: Амир Темур был воспитанником лидера суфийского братства «хаджаган» (будущего «накшбандийа»), а в годы правления проигнорировал интересы этого братства. Проблема разрешается, если допустить, что речь идет о разных людях.
Действительно, по другим сведениям Шамс ад-дин Кулял был родом из Карши, здесь он жил и проповедовал. Значительную часть жизни шейх Кулял прожил в Кеше. В "Тузукат (Уложении Темура)" имеется свидетельство о том, что уже в 1365 году Амир Темур и Эмир Хусейн вместе посетили могилу Шамс ад-дина Куляла: "Поскольку я не доверял ему, то повел его к мазару ходжи Шамсуддина и поклялся ему в дружбе. Он тоже клятвенно обещал мне не предпринимать каких-либо действий, противоречащих нашему уговору" ([1], C.45). В тексте "Уложения Темура" после эпизода с угрозой казни около 1362 года Амир Темур перестает обращаться к своему Пиру за советом и отныне узнает свою судьбу, только гадая на Коране. Возможно это также отражает факт ухода из жизни его духовного наставника в начале 60-х годов. Годом же смерти Амира Куляла считается 1371 год и похоронен он в родном селении Сухари.
Шейх Кулял и его ученики, вопреки правилам «хаджаган», занимались в основном внешним созерцанием, то есть медитировали в голос. Источники сообщают, что Шамс ад-дин Кулял читал духовную и светскую литературу, знал философию Платона и Аристотеля, писал суфийские трактаты. Стоит задуматься над напрашивающейся параллелью: Александр Македонский имеет в юности наставником великого философа Аристотеля, а Амир Темур имеет наставником шейха Куляла, хорошо знакомого с греческой философией. Вероятно духовной традиции, идущей от Шамс ад-дина Куляла, следует приписать и появление на мавзолее младшей сестры Сохибкирана – Ширин-бек-ага, скончавшейся в 1386 году изречений, приписываемых Сократу: «Человек в этом мире огорчается всеми его обстоятельствами» и «Поистине люди в этом мире подобны птицам радующимся…этот мир подобен силку с помещенной в ней приманкой» ([3], C.26).
* * *
Как видно из приведенных примеров выявление исторического содержания памятников архитектуры эпохи Амира Темура и темуридов затрагивает ряд принципиальных вопросов темуридской истории. Некоторые выявленные в ходе такого анализа противоречия не имеют убедительного разрешения в рамках традиционных исторических представлений и ставят задачи привлечения новых идей. Все дает основания рассматривать архитектурные объекты как чрезвычайно плодотворный источник конкретных исторических сведений, далеко выходящий за рамки только культурологической информации, и позволяющий в отдельных случаях получить знание, недоступное из письменных источников.
Литература
[1]. Уложение Темура. Пер. с пер.Х.Кароматова; Авт.пред., прим. и комм. Б.Ахмедов. – Ташкент: Изд-во им.Г.Гуляма, 1999.
[2]. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод). Пер., пред., прим. и указат.
Д.Ю.Юсуповой,Ташкент: ФАН, 1980.
[3]. Зодчество Узбекистана. Материалы и исследования. Вып.2. Ансамбль Шахи-Зинда. Ташкент: Изд-во им.Г.Гуляма, 1970
[4]. Семенов А.А. Надпись на надгробии псевдо-Сейид Омара в Гур-и Эмире в Самарканде // Эпиграфика Востока. I. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С.23-26.
[5]. Семенов А.А. Надписи на надгробиях Тимура и его потомков в Гур-и Эмире // Эпиграфика Востока. II. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.С.49-62. (Окончание) //Эпиграфика Востока. III. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949, С.45-54.
[6]. Саидкулов Т.С. Очерки историографии истории народов Средней Азии. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
[7]. Рахманалиев Р. Тамерлан Великий: Триумф и личность Тамерлана в контексте мировой истории. М., 1994.
[8]. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ.А.А.Ставиской, под ред. с пред.О.Ф.Акимушкина. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит-ры, 1989.
Опубликовано в сб. «Темурийлар даври маданий ёдгорликлари». – Ташкент, 2003, С.66-74.
|