Научный сайт Арапова А.В.:
  главная страница.
 
  Cтатьи и доклады
 
  Электронная библиотека
 
  Космограммы Центральной
   Азии
 
  Книги на английском языке
 

 

 

Минарет Калян в Бухаре
(Узбекистан)

Джаркурганский минарет (Узбекистан)

Минарет Кутлуг-Тимура
(Куня-Ургенч, Туркменистан)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арапов А.В.

МИНАРЕТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

         Сохранение определенных типов архитектуры на протяжении веков и создание по их подобию новых как архитектурно-строительная традиция имеет историко-культурные основания. Основные формы исламской архитектуры определились уже к VIII-X вв. и ретранслируются уже более тысячелетия в характерных формах мечетей и медресе, мавзолеев и ханака, минаретов и т.п. Одним из наиболее устойчивых типов исламской архитектуры Центральной Азии являются минареты, начало сооружения которых датируется саманидским временем. Они стали знаковыми цивилизационными символами региона, имеющими свой облик, отличный, например, от квадратных минаретов Ближнего Востока и Северной Африки, тонких шпилеобразных минаретов Турции.
        Остатки древних минаретов X в. имеются в Мервском оазисе. Наршахи сообщает о постройке в 918-919 гг. минарета возле соборной мечети в Бухаре. От XI-начала XIII вв. сохранилась большая группа уникальных самодостаточных минаретов: «башня» Бурана в 12 км к югу близ г.Токмака (Киргизстан) - X-XI вв, минарет при мечети Чор-Сутун в старом Термезе (1032 г.), минарет в Узгене (XI в.), Джаркурганский минарет (1108-1109 гг.), Вабкентский минарет (XII в.), башни-минареты Масуда III (1089-1115) и Бахрам-шаха (1117-1153), минарет Давлетабада в долине Балха (1108-1109 гг.), минарет Калян в Бухаре (1127 г.), минареты Дахистана XII-XIII вв., минарет Джам в долине Герируда (Афганистан), датируемый 1193-1202 гг. Среди более поздних отметим минарет Кутлуг-Тимура в Куня-Ургенче (XIV в.), минареты Чор-Минор в Бухаре (XIX в.), а также минареты Кальта-Минор (XIX в.) и Ислам-Ходжи (XX в.) в Хиве. С темуридского времени минареты стали характерным элементом архитектурных ансамблей мечетей и мавзолеев, а малые символические минареты - неотъемлемой частью мечетей народной архитектуры.
        Основной функцией минарета считается созыв верующих к молитве. Он воплощает собой архитектурный образ молитвы, устремленной ввысь, к Богу (Небу). Если христиане и буддисты использовали для этого звон колоколов, иудеи – звуки труб, то мусульмане - голос служителя мечети, призывающего священным словом. В отличие от Вавилонской башни, «разрушившейся из-за смешения языков», минарет есть символ приобщения к одному сакральному (арабскому) языку. Потому так характерно оформление тела минарета священной исламской эпиграфикой. Для более дальнего распространения звуков голоса нужна высокая точка, для чего и стали возводить минареты, от арабского слова «манāра» - место возжигания огня или маяк (одним из источником праформы минаретов стали средиземноморские маяки, использовавшие для ориентировки кораблей огонь и звуки колокола). Первые минареты появились в последней трети VII-нач.VIII вв. во время рождения Омейядского халифата и использовали в качестве прототипа христианские колокольни. После перехода в сер. VIII в. власти в халифате к Аббасидам произошло смещение политического центра в области Ирака, Ирана и Центральной Азии. Здесь прообразом минаретов стали многоступенчатые древнемессопотамские храмы – зиккураты, сигнально-сторожевые башни, а также буддийские пагоды и победные стеллы.
        По своему семантическому содержанию минарет является исламским типом сакральной башни, возведение которых как бы отражает состязание культур и конфессий в устремленности к небу. Для средневекового города высоты 50-80 м уже были явлением космического порядка. Строения этих высот абсолютно господствовали над местностью. Их верхняя точка становилась верхним пределом человеческого мира, точкой соприкосновения с миром божественного. Топологически минарет - это зримый Космический столб – ось, соединяющая Небо и Землю. Имея основание в земле, он пронзает земной уровень бытия и соприкасается с космосом – небесами, воплощая образы Оси Мира, Мировой Колонны, Космической Горы, Мирового Древа.
        Показательно, что главные средневековые минареты Центральной Азии были возведены при Караханидах (Бурана, Калян, Вабкент, Джаркурган), имевших тесные связи с китайской культурой. Там существовала развитая практика возведения башенных кирпичных пагод, которые согласно представлениям китайской геомантии были необходимы для гармонизации духовного участия человека в ландшафте. Наиболее близким топологическим образом китайской пагоды была ель – вечнозеленое дерево, воплощение жизненной силы и благополучия. В конструкции пагоды с их повторяющимися и как бы вырастающими один из другого этажами запечатлена идея преемственности бытия, которая осуществляется в жизненном росте, про-из-растании вещей. Показательно, что кара-хитаи и монголы, разрушая мечети и медресе, практически не тронули минаретов, которые похоже соответствовали их культовому отношению к Вечному синему Небу. Принципиальный элемент минарета как сакральной башни – лестница, «ведущая в небо» и связанная с образом вознесения. Среди первых известных восточных минаретов – открытый спиральный минарет ал-Мальвия (сер. IX в.) в Самарре. Путем вознесения прошли Иисус (Иса), Мухаммад, совершивший Мирадж. Спиралевидная лестница является также образом духовного восхождения, идеи которого развивались центральноазиатскими школами суфизма.
        Большие минареты были дорогостоящими и трудоемкими сооружениями. Они строились как «вечные» строения, способные простоять столетия, как бы являясь посланиями «сквозь время». Их строительство не могло быть делом местной общины, а всегда было объектом царской архитектуры, декларацией его могущества. Отсюда еще одно качество минарета – его подобие стелле, обелиску, знакам Победы. В Центральную Азию традиция триумфальных сооружений в виде «башен» и «столпов», вероятно, проникла из Индии, где существовала практика возведения в ознаменование выдающегося события цилиндрических столбов джая-стамбха. Явно в память каких-то побед были возведены газнийские башенные минареты, а также минарет Кутб-Минар в Дели, Джамский минарет и похоже, Джаркурганский минарет. Возможно еще одним примером «победного» минарета является минарет Кутлуг-Тимура, где этот эмир титулуется как «патрон царей арабов и неарабов, блеск земного мира и веры, величие ислама и мусульман».
        Топологически минарет это Единица. Он как бы отрицает множественность перед лицом Единого Бога и декларирует главный символ исламской веры "Нет Бога кроме Аллаха". Минареты как символы торжества и господства ислама «метили» исламский мир, фиксируя его территорию, выступая символами веры и средством сакрализации пространства. Так пределы видимости минарета Калян фиксировали границы священной (священного пространства) Бухары.
        Для «языческой», а по сути народной традиции восприятия мира как вместилища противоборствующих добрых и злых духов минарет имеет значение оберега. Окрестности, в пределах которых был виден минарет (ночью на вершине минарета обычно зажигался фонарь), оказывались под его защитой. Интересна параллель с французскими кладбищенскими башнями романской эпохи, так называемых «фонарями мертвых», свет которых «отвращал от живых силы зла и тьмы». Тоже известно в отношении колоколен, звон которых «привлекает ангелов и отпугивает дьявола». В Китае в соответствии с учениями фэн-шуй и буддизма многоэтажные пагоды с выступами и карнизами, увешанными колокольчиками, также строились, прежде всего, для защиты от злых сил. Отметим также, что в архитектурных ансамблях, как правило, используется привратное и угловое размещение минаретов (мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-и-Эмир, мемориал Занги-ата), что декларирует их значение как стражей, «воинов ислама», часто в символической кольчуге из мусульманской эпиграфики. Терракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, разрушивший башни Всемирного торгового центра как принципиальные «минареты» западной цивилизации, в определенном смысле нанес удар по сакральному пространству американцев, разрушив их уверенность в собственной защищенности.
 

            г.Ташкент, май 2005 г.,
            на правах рукописи


Хостинг от uCoz