Арапов А.В.
АМИР ТЕМУР И СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
"СУХРАВАРДИЙА"
Настоящая конференция проводится в Шахрисябзе - родном городе Амира Темура. Этот
город был всегда второй столицей Сохибкирана, соперничая с Самаркандом. Здесь
был возведен фамильный некрополь Темуридов, где похоронен отец Темура – Мухаммад
Тарагай, некоторые из его детей, а также известный шейх Шамс ад-Дин Кулял.
Личность Шамс ад-Дина Куляла – один из ключей к проблеме религиозных взглядов
Амира Темура, о которой есть ряд противоречивых точек зрения: от отрицания
исламской веры Сохибкирана до традиционной и нейтральной точки о Темуре как
«Палладине ислама».Есть версии о том, что Амир Темур придерживался шиитской
традиции, в пользу чего говорит, текст его родословной на нефритовом надгробии в
мавзолее Гур-Эмир. Другая версия считает Темура последователем мутазилитов,
которую обосновывают тем, что один из главных переводчиков и советников Темура
был знаток исламского фикха, мутазилит Абдужджаббар ибн Нугман из Хорезма.
Большинство
источников соглашаются, что шейх Кулял в молодые годы был духовным наставником
Амира Темура. Признано, что именно он вдохновил Сохибкирана идеей высокого
предназначения как будущего властителя мира. Шейх Кулял долгое время жил и
проповедовал в Карши и Кеше и пользовался исключительным духовным авторитетом в
уделе Барласов. В 40-60-е годы шейх Кулял он сыграл важную роль в приобщении к
исламу проживающих здесь чагатайских родов. Своим мюридом считал шейха Куляла и
Мухаммад Тарагай – отец Темура. В популярной литературе, и даже в некоторых
научных публикациях, до сих пор еще ретранслируется ошибка, соединяющая в одно
лицо Шамс ад-Дин Куляла и бухарского сайида Амира Куляла – одного из учителей
Баха ад-Дина Накшбанда. Это приводит к путанице, из-за которой шейха Куляла и
самого Темура причисляют к «накшбандийа». Так Рахманалиев Р. утверждает:
"Религиозная вера Тамерлана с примесью тюркско-монгольского шаманизма была
близка к суфийской традиции, и в этом вопросе он, очевидно, принадлежал к
суфийскому ордену Накшбандийа».
Обратим
внимание на одно обстоятельство, которое отмечал еще академик Бартольд. Во время
хаджа в Мекку Шамс ад-Дин Кулял приобщился в суфийских центрах Ирака к тарикату
«сухравардийа» и стал распространять это учение в Мавераннахре. Шамс ад-Дин
Кулял не дожил до момента провозглашения Амира Темура верховным правителем и
Сохибкиран уже в первые годы правления возводит над его могилой в Кеше
монументальный мавзолей, фактически ставший первым значительным
персонифицированным архитектурным сооружением Амира Темура как правителя
Чагатайского улуса. Это означало канонизацию шейха-суфия Шемс ад-Дина Куляла в
качестве мусульманского святого и учреждение культовой традиции его почитания.
Практически одновременно со строительством мавзолея шейха Куляла Амир Темур
возводит в Самарканде мавзолей для другого суфийского шейха Нур ад-Дина Басира.
Этот мавзолей вошел в черту новой темуровой цитадели, и, будучи хорошо виден из
разных сторон города, как бы являлся одним из ее «бастионов», освящая власть
Сохибкирана над Самаркандом.
Нур ад-Дин
Басир был родом из Ташкентского селения Нуджкент и являлся мюридом шейха
«сухравардийа» Зайн ад-Дина Куи-Арифани, который считается сыном Шихаб ад-Дина
Сухраварди. От рождения он был слепым. По преданию Нур ад-Дин, благодаря своей
святости, обрел зрение. В детстве он переехал с матерью в Самарканд и поселился
у родника Наводон. Он проповедовал суфийское учение в Самарканде в период
возрождения города после разрушения его монголами. Имел высшую духовную степень
суфиев - Кутби-Чахар-духум, что значит «Четырнадцатый кутб». Нур ад-Дин Басир –
умер в 1249 году и был похоронен в Самарканде. В середине 14 века в Самарканде
почитание шейха Нур ад-Дина Басира представителями традиционного ислама было так
велико, что, как сообщает Абдул Хасан, благочестивые люди и религиозные деятели,
включая шейх-уль-ислама, проходили рядом с его погребением пешком, и даже
снимали обувь. В годы правления Амира Темура над мазаром учителя шейха Басира -
шейха Зайн ад-Дина Куи-Арифани (Зайн ад-Дина Баба). в Ташкенте также возводится
мавзолей-чартак. Позднее этот мемориал был перестроен и сохранился до наших дней
на ташкентском кладбище Кукча.
О значении традиции «сухравардийа»
и почитании ей шейхов говорят следующие факты.
Одна из самых
крупных персон «сухравардийа» середины 14 века - шейх Бурхан ад-Дин Сагарджи.
Известный арабский путешественник Ибн Батута был посвящен в «сухравардийа» в
Исфахане в 1327 году, а с 1333 года 8 лет провел при дворе султана Мухаммада
Тоглука в Индии, правившего с 1325 по 1351 год. Здесь он познакомился со
среднеазиатским шейхом Бурхан ад-Дином Сагарджи. В эти годы «сухравардийа»
добилось пика своего влияния в Делийском султанате. Султан Тоглук, например, в
качестве дара для ханаки «сухравардийа» в Дели передал сто селений. Центральная
ханака «сухравардийа» в Мултане по своей пышности была подобна дворцам знати.
В 1345-1346
гг. Ибн Баттута встретился с Бурхан ад-Дином Сагарджи в столице китайского
правителя, монгольского хана Тогон-Тимура – Пекине. В Пекине шейх Сагарджи был
признан «главой мусульман» (садр-и джихан)). Здесь же в Китае шейх и умер.
Личность самаркандского шейха Нур ад-Дина Басира имела такое значение для
Сагарджи, что он завещал сыну перевезти свой прах в Самарканд и похоронить рядом
с мазаром Нур ад-Дина Басира «ниже его ног». Сын шейха Абу Саида Сагарджи не
только выполнил завещание отца, но и остался в Самарканде. Он женился на дочери
самаркандского шейх ал-ислама Абд ал-Мелика и стал одной из наиболее крупных
духовных фигур при дворе Темура.. Именно по его предложению Абу Саид Сагарджи
Амир Темур совершает «зиарат» на могиле шейха Басира и отдает распоряжение о
возведении над ней мавзолея. Позднее в 80-е годы 14 века Сохибкиран, считая
святость шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи общепризнанной, также принимает решение о
возведении над его могилой величественного мавзолея. Это одно из самых
лаконичных по форме и внешней отделке строение своего времени, известное сегодня
как мавзолей Рухабад – «Обитель духа». Целый ряд исследователей отмечали, что не
случайно мавзолеи шейхов Нур ад-Дина Басира, шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи
(Рухабад) и мавзолей темуридов (Гур-Эмир) были расположены на одной оси. Этим
подчеркивалась духовная связь Амира Темура и темуридов с высокочтимыми шейхами.
Вся эта
совокупность данных дает основания говорить о последовательной линии со стороны
Амира Темура на поддержку суфийской традиции «сухравардийа». Строительство
мавзолеев «сухравардийа» было не только данью памяти Ученика своему Учителю, оно
было частью общей стратегической линии Сохибкирана на укрепление культового
почитания суфийских шейхов, определенной духовной ориентации. «Сухравардийа» по
сути его учения, действительно соответствует многим чертам, ментальности
взглядов Амира Темура как выдающегося государственного деятеля и духовного
реформатора.
Принципиальной чертой
«сухравардийа», основанногое Абу-н Наджибом и Шихаб ад-Дином Сухраварди была
умеренность. «Сухравардийа» признавали групповое исполнение зикра, но отрицали
состояния транса. Шихаб ад-Дин отказался от длительных постов и отшельничества,
поддерживал постоянные связи с властями. Он был не столько теоретиком
мистицизма, сколько выдающимся учителем, автором нормативных трудов по вопросам
этики и практики суфизма. Халиф ан-Насир (1180-1225) построил для шейха
Сухраварди обитель – рибат Марзабанийа. Сюда прибывали к нему ученики со всего
исламского мира. Здесь учился знаменитый персидский поэт Саади Ширази
(1208-1292). Халиф признал Шихаб ад-Дина Сухраварди главой суфиев Багдада а
также назначил его своим послом к дворам Сельджукидов Рума, Айюбидов Египта и
Сирии, а также Хорезмшаха. Известно также о тесной связи учения «сухравардийа» и
инициируемого халифом Ан-Насиром рыцарского движения «футувва», направленного на
защиту и укрепление веры.
Все эти
аргументы дают основания для привлечения более тщательного исследовательского
внимания к возможной связи Амира Темура и суфийской традиции «сухравардийа», что
и было задачей моего выступления.
/Доклад на
темуроведческой конференции, Шахрисябз, 29 ноября 2003 г./