Научный сайт Арапова А.В.:
  главная страница.
 
  Cтатьи и доклады
 
  Электронная библиотека
 
  Космограммы Центральной
   Азии
 
  Книги на английском языке
 
Другие статьи
по проблемам чагатайской истории:
 
* Никудерийская орда как
  фактор чагатайской истории
 
* Караунасы-никудерийцы в
  чагатайской истории
   /журнал «Общественные
   науки Узбекистана», 2004,
  №  2-3/

 

Рис 1. Тамга на монетах Султана Халила (Халил Аллаха) и Казан-хана [Петров П.Н. 2003: 105].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Карта путешествия Ибн Баттуты через Среднюю Азию

Арапов А.В.

ПРОБЛЕМА ПРАВЛЕНИЯ СУЛТАНА ХАЛИЛА И КАЗАН-ХАНА
В РЕКОНСТРУКЦИИ ЧАГАТАЙСКОЙ ИСТОРИИ 30-40-х гг. XIV вв.

        История Чагатайского улуса с середины XIII в. и вплоть до захвата власти амиром Темуром до сих пор содержит множество «белых пятен». Среди наиболее сложных для научного анализа временных отрезков – 1330-е-1340-е гг., для которых имеются особенно сильные противоречия письменных источников между собой и с нумизматическими материалами. По поводу этого времени еще Бартольд В.В. признал, что «…установить в дальнейшем отдельные события почти невозможно, так как между сообщениями историков, пожалуй, малодостоверными в этом вопросе, и рассказом, также романтически окрашенным, путешественника Ибн Баттуты существует непримиримое противоречие» [Бартольд 1964: 543]. Поэтому для исторической реконструкции представляется возможным использовать здесь более доступные данные, относимые к более позднему времени правления амиров Казагана, Хусейна и Темура, а также более раннему периоду правления Чагатаидов дома Дувы-хана, с последующей интраполяцией их на внутренний временной интервал.

Султан Халил и Казан-хан

       Хорошо известно, что главной и наиболее влиятельной женой амира Темура была Сарай-Мульк-Ханум – вдова его предшественника амира Хусейна и дочь чагатайского хана Казана. Благодаря ей он получил титул ханского зятя – Гураган. С её именем было связано строительство медресе и мавзолея в центре Самарканда, и даже центральная соборная мечеть стала в память о ней называться мечетью Биби-Ханым. Когда после гибели Хусейна амир Темур на правах победителя решал судьбу его вдов, то у него был выбор. У Хусейна было две жены чингизидского рода. Старшей была Севинч Кутлук ага – дочь Тармаширин-хана. Но амир Темур для себя выбрал именно дочь Казан-хана, а дочь Тармаширин-хана отдал амиру джалаиров Бахраму. Безусловно для Темура в вопросах женитьбы главным были не симпатии, а политический расчет. Почему же он выбрал родство с Казан-ханом?
       Казалось бы Чагатаид Тармаширин-хан из дома Дувы намного более масштабная фигура. Достаточно назвать тот факт, что, именно при нем в 1327 г. чагатаи совершили последний большой поход в Индию [Синха, Банерджи 1954: 175]. О Казан-хане же темуридские историки отзываются достаточно негативно. Йазди сообщает, что он, «став ханом в улусе Чагатая, начал творить жестокости и бесчинства... От его дурных деяний народ стал изнывать… ежели он приглашал какого-либо бека, то тот шел к нему, попрощавшись с семьей и детьми, и, сделав завещание [Йазди 2004: 5б]». В итоге против Казан-хана восстал амир Казаган, которому удалось в 1347 г. одержать победу в сражении у Карши. Казаган захватил власть и выдвинул подставного хана сначала из дома Кайду, а затем - Дувы. Восточные чагатаи, не признав Казагана, провозгласили своего хана и образовали самостоятельное государство – Моголистан.
       Когда пытаешься разобраться с личностью Казан-хана, то неожиданно приходиться иметь дело не с одной, а сразу с двумя историческими персонами. У Казан-хана оказывается есть политический «двойник» – султан Халил или Халил Аллах. Причем ни письменные источники, ни монетный чекан пока не дает однозначного ответа: это два разных человека или одно лицо? Так анализ нумизматического материала этого периода, начатый еще Массоном М.Е. [Массон 1957: 69], и, продолженный в последние годы Петровым П.Н., Кошеваром В.Г. [Петров П.Н., Кошевар В.Г. 2003, Петров П.Н. 2003, и др.], выявил следующие факты. Монетный чекан Казан-хана осуществлялся в 742, 743 (1341-1343 гг.) и 746 г.х. (1345-1346 гг.). Причем, судя по чекану 742-743 гг.х., в эти годы его уделом были области Бадахшана и Термеза. В 742 г.х. в Отраре чеканились дархемы, где наряду с именем Казана находилось имя Халил. Именно от имени султана Халила вели в 742-743 г.х. чекан серебрянных динаров центральные монетные дворы Мавераннахра в Бухаре и Самарканде [Петров П.Н. 2003: 105]. По личной информации Петрова П.Н. существуют монеты этого периода, чеканенные в Алмылыке и Термезе, где также упомянуты оба имени: Халил и Казан. Монеты Казана и Халила имеют общий тип тамги (рис.1). Монеты султана Халила чеканятся и в 744 г.х. (1343-1344), после чего их выпуск прекращается. В 746 г.х. Бухара, Самарканд, Термез и Бадахшан чеканят монеты Казан-хана.
          Если разделять персоны Халила и Казана, то получается, что это два родственных правителя. В 742-744 гг.х. центральной фигурой был Халил, который занял центральные области Мавераннахра, а Казан в это время владел только южными территориями – Бадахшаном и Термезом. Факт чеканки ими совместных монет в восточных землях (Алмалык и Отрар) и Термезе свидетельствует о том, что в масштабе улуса они были соправителями. После ухода Халила с политической сцены, Казан занимает его место и подчиняет своей власти Мавераннахр, что и отражает его чекан. Если отождествлять эти персоны, то два имени у одного правителя могут означать, как вариант: Казан – собственное(тюркско-монгольское) имя, а Халил – имя, принятое при обращении в ислам.

Караунасы и дом Никудера

       В ряде современных исторических работ Казан-хана автоматически относят к дому Дувы-ханы. Однако есть основания считать его представителем совсем другой ветви правящего рода Чагатаидов. Наиболее подробные сведения о султане Халиле сообщает Ибн Баттута, который называет его сыном Ясавура. Шарафуд-Дин Йазди и Фасих Хавафи также называют Казан-хана сыном Ясавура или Йасура. Обратим внимание, что в хронике Фасиха, посвященной 1320-м годам, фигурирует чингизид Ясавур Никудери или Ясавур-оглан – глава караунасов, которые с конца XIII в. уже около двадцати лет были поддаными Чагатаидов [Арапов 2004].
       Известно, что после смерти Дува-хана его сыновья отстояли трон отца. Преодолев внутренние смуты, новый хан Есунбуга (1309-1316) возобновил грабительские походы и в 1312-1313 гг. осуществил набег на Хорасан. В ответ войска ильхана Олджейту (1304-1316) ограбили Мавераннахр и захватили южные чагатайские владения. Война двух улусов в 1313-1315 гг. велась на территории Хорасана. Чагатайская армия дважды вторгалась в эти области, захватила окрестности Герата, а в 1315 г. одержала важную победу при Мургабе. Но тут пришло сообщение о нападении со стороны Китая монгольских императорских войск и Есунбуга-хан срочно отозвал основные силы на восток.
       В этот момент на исторической сцене и появляется Ясавур Никудери, который поднял мятеж против власти дома Дувы и заключил союз с ильханом Олджейту. Возглавляемые Ясавуром караунасы покинули чагатайскую армию и соединились с войсками Олджейту. Сначала они изгнали чагатаев из Хорасана, а затем в 1316 г. сами вторглись в Мавераннахр. Были разорены Бухара, Самарканд, Термез, большинство жителей которых Ясавур увел в свои владения. После смерти Олджейту Ясавур восстал и против Хулагидов. В 1317, 1318 гг. он вторгался в Хорасан, добился контрибуции от Герата и вынудил ильхана Абу Саида заключить с ним мир. В 1318 г. он напал на Систан. В 1319-1320 гг. Ясавур снова осадил Герат, а затем ограбил Мазандаран. На сторону Ясавура перешли владетели Бохарза, Фараха и Исфазара [Фасих 1980: 43-44,45-46,48-49]. Из этого следует, что в 1316-1320 гг. караунасы во главе Ясавуром Никудери были одной из главных военно-политических сил Центральной Азии. Вероятным центром их владений, судя по направлениям походов, были области Кабула и Кандагара. В противовес Ясавуру ильхан Абу-Саид возвратил власть в Герате султану Гияс ад-Дину Карту (1307-1329). Тот заключил союз с чагатайским ханом Кёпеком (1318-1326) и в результате их совместных действий в 1321 г. Ясавур был убит [Массон, Ромодин 1964: 315].
       Для уточнения ситуации вокруг караунасов и Ясавура сделаем еще один исторический шаг назад. Согласно Рашид ад-Дину Никудер-оглан – это монгольский полководец, внук Чагатая. В «Та’рих-и Систан» сообщается о том, что в 1249 г. он был отправлен в поход в Индию и даже принял на себя командование армией. Здесь упоминается об осаде Никудером систанского города Ниха [Та’рих-и Систан 1974: 370,374]. В начале похода Хулагу Никудер вместе с Китбукой-нойном возглавлял левое крыло его армии, а при ильхане Абака (1265-1282) имел владения в Грузии и командовал туменом. В 1270 г. он поддержал чагатайского правителя Борак-хана в выступлении против Абака и потерпел неудачу. Посредником между Бораком и Никудером был знаменитый Мас’уд-бек, отправленный с посольством к Абака-хану. В итоге Никудер потерял свое высокое положение и вынужден был бежать на юг в земли караунасов, хорошо известные ему по индийскому походу. Караунасами с последней четверти XIII в. стали называться новые этнические группы, образованные в результате метисации военных монгольских отрядов. Они консолидировались на юге Хорасана и Афганистана в областях, прилегающих к Систану и Керману, а также в области Кабула и частично к северу от Гиндукуша - в областях Кундуза и Баглана.
       Поскольку согласно завещанию Чингиз-хана улус Чагатая имел на юге пределом индийские владения, то формально Чагатаид Никудер имел права на эти земли. Здесь возникает военно-кочевое объединение караунасов во главе с домом Никудера, которое иногда называют Никудерийской ордой. Она прославилась набегами на соседние области Хорасана, Систана, Фарса, Кермана, вплоть до портов Ормузского пролива, а также на Северную Индию. К концу XIII в. в Центальной Азии произошло усиление группы чагатайских племен во главе Дува-ханом (ок.1274-1306). В 1295 г. они совершили поход в восточные области Ирана, разорили Хорасан, Мазандаран и Йезд. В 1297-98 гг. чагатаи захватывают Восточный Афганистан, а затем вторгаются в пределы Делийского султаната. Согласно Рашид ад-Дину в этом походе Дува-хан покорил южные области караунасов и поставил во главе их своего сына Кутлуг-Ходжу [Рашид-ад-дин 1946: 29, 92, 234]. Когда в начале XIV в. Дува-хан основал независимое Чагатайское государство, то земли караунасов стали его южной частью, а Чагатаидский дом Никудера, судя по всему, признал верховенство дома Дувы. Не исключено, что именно присоединение караунасов и подчинение дома Никудера обеспечило дому Дувы победу над чингизидским домом Кайду. Земли караунасов стали удобным плацдармом чагатаев для регулярных набегов на Северную Индию. Опираясь на караунасов, чагатаи производят новые вторжения в Пенджаб, Мультан, области Дели в 1299 г., а затем повторяют набеги ежегодно в 1303-1306 гг.
       По своему этническому типу и пассионарному потенциалу караунасы Центральной Азии близки к тюрко-монгольской группе мамлюков, синхронно пришедшей к власти в Египте в конце XIII в. На тот же этнический тип стал ориентироваться и Делийский султанат, набравший в начале XIV в. в свою армию для защиты от вторжений чагатаев и караунасов около 30 тысяч тюрко-монгольских воинов. Обращает на себя внимание, что и у мамлюков Египта, и в реформированной по монгольскому образцу армии Делийского султаната, в качестве организующего нормативного начала использовались «Ясса» и «Билик» Чингиз-хана. Ко времени мятежа Ясавура караунасы уже на протяжении полувека были исключительно дееспоспособной военно-политической силой Центральной Азии, превосходившей более патриархальные, но этнически более целостные тюркско-монгольские племена. Занимая стратегические области в окрестностях Гиндукуша и Кандагара, они контролировали основные трассы между Индией, Центральной Азией и Ираном.
       В нашей реконструкции на протяжении 40-50 лет с конца XIII в. и до 30-х гг. XIV в. военно-политическая группировка караунасов имела своим лидером одного из представителей дома Никудера, являвшегося частью рода Чагатая. Первоначально караунасы-никудерийцы ориентировались на Хулагидов, а затем признали власти Чагатаидов. Военный рейд армии ильхана Олджейту в 1313 г. в южные чагатайские владения выявил слабость центральной власти Чагатаидов. Давуд-Ходжа – преемник Кутлуг-Ходжи был вынужден отступить на север за Гиндукуш. Успех Олджейту и поражение чагатаев дало шанс Ясавуру заявить о независимости от правящего дома Дувы-хана. Мятеж 1316 г. похоже фиксирует первую попытку дома Никудера вмешаться в борьбу за власть внутри Чагатайского улуса. Сначала Ясавур для борьбы Есенбугой вступил в союз с ильханом Олджейту, а затем брат Есенбуги Кёпек вступил в союз с ильханом Абу Саидом и Картами для борьбы с Ясавуром. Ясавур проиграл и погиб. Но караунасы, явно, сохранили свой военный потенциал, хотя и оказались на время зависимы от Картов. В том же 1321 г. войска Картов и караунасов совершают совместное вторжение в Фарах. Уже военный поход Тармаширин-хана в Индию не мог осуществляться без участия караунасов-никудерийцев.
       Наше базовое предположение заключается в том, что султан Халил и Казан-хан являлись детьми мятежного Ясавура или, по крайней мере, принадлежали к чагатаидскому дому Никудера. Об этом нет прямых данных, но косвенным подтверждением этого служит их опора на караунасов.

Ибн Баттута и султан Халил

       Когда в первой половине 30-х годов XIV в. арабский путешественник пересек Среднюю Азию проездом из Золотой Орды в Индию (рис.2), то он имел встречу с ханом Тармаширином. Этот чагатайский правитель исповедовал ислам и держал ставку в Мавераннахре. Происламская ориентация Тармаширина вызвала его конфронтацию с беками восточных чагатайских племен. Они обвинили его в отступлении от «Ясы» Чингиз-хана и, в частности, в том, что он перестал собирать курултай Чингизидов. Восточные чагатаи подняли мятеж и, избрав на курултае 1333-1334 гг. своего хана Бузуна, выступили под его началом в Мавераннахр. Тармаширин пытался бежать, но был схвачен. По утверждению Ибн Батуты ему удалось скрыться и уйти в Индию. После этого ханская ставка Чагатаидов была перенесена в Семиречье, что означало смещение политического центра улуса на восток в неисламские земли.        
        Ибн Баттута сообщает, что хан Бузун «…стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить храмы». Это и послужило поводом для выступления против него мусульман во главе с сыном Ясавура султаном Халилем. Cултану Халилю оказали помощь правитель Герата (султан Му‘изз ад-Дин Карт (1331-1370)) и правитель Термеза (худавандзаде Ала ал-Мулк). Поход против Бузуна носил характер газавата – священной войны с противниками мусульман, и при первом столкновении чагатайские войска Бузуна перешли к Халилю. Бузун-хан был пленен и удушен тетивой лука. В смотре войск, проведенном в Самарканде, численость армия Халила составила 80 тысяч воинов. Войско Картов было отпущено в Герат, а худавандзаде назначен везирем. Против султана Халила выступило новое войско, мобилизованное беками восточных чагатаев. Но армии Халила удалось одержать победу над ними в сражении близ Тараза.
        Потом был захвачен Алмалык, а затем, как утверждает Ибн Баттута, был совершен дальний восточный поход вплоть до Бешбалыка и Каракорума. Худавандзаде был оставлен с войсками на восточной границе в Алмалыке, а султан Халил вернулся в Мавераннахр. Позднее султан Халил заподозрил своего везиря в измене, отозвал и казнил его. Захватив трон и укрепив свою власть в Чагатайском улусе, султан Халил потребовал подчинения со стороны правителя Герата. Султан (Му‘изз ад-Дин Карт) ответил отказом. Тогда Халил начал войну, но потерпел поражение от армии Картов и был взят в плен. Ибн Баттута утверждает, что в 1347 г. Халил еще оставался при гератском дворе [Ибрагимов 1988: 87-92].
       Таким образом, в описании Ибн Баттуты представлена достаточна крупная политическая фигура, испытавшая значительные победы, затем поражение и смирение при дворе его победителя. Казалось бы, описанные исторические коллизии должны пользоваться повышенным интересом и вниманием средневековых историков, но те молчат об этом. Такие темуридские историки как Шараф ад-Дин Йазди и Фасих Хавафи, ничего не знают о султанеХалиле и утверждают, что в 1332-1333 гг. чагатайский трон перешел к дому Никудера в лице сына Ясавура Казан-хана, который правил до 1346-1347 гг. [Йазди 2004: 5б; Фасих 1980: 57, 74]. В начале XX в. английский ученый С.Лэн-Пуль, хотя и называет свою реконструкцию предположительной и достаточно сомнительной, смещает приход к власти Казан-хана на 1343 г., а между ним и Тармаширином умещает четырех правителей из дома Дувы и одного потомка Угэдэя – Али-султана [Лен-Пуль 1996:462-463].
       Однако в свете вышеизложенного о караунасах и роде Никудера красочный рассказ Ибн Баттуты выглядит вполне допустимым, хотя он с неизбежностью ведет к пересмотру сложившихся представлений о чагатайской истории [Арапов 2003]. Версия Ибн Баттуты сходится с версией темуридских историков в том, что в 1330-е-1340-е гг. дом Никудера одержал верх над домом Дувы и на время захватил центральный чагатайский трон. Однако возникает вопрос датировок и стыковки с нумизматическими материалами. Не имеется монетного материала, который бы подтверждал факт правления султана Халила и Казан-хана с 733 г.х. В этот год и до 741 г.х. известны имена нескольких ханов, занимавших престол – Тармаширин, Дженкши, Есун-Тимур, Мухаммад, а также Алисултан. Возможно, что Ибн Баттута, который, и в момент свержения Тармаширина, и, спустя 10 лет, находился вдали от Центральной Азии, несовсем удачно соединил факты и под противником Халила должен фигурировать более поздний восточно-чагатайский хан. У Ибн Баттуты такие неточности встречаются. Вспомним, что могилу имама ал-Бухари, находящуюся под Самаркандом, он «посетил» в Бухаре.
       Можно также предположить, что Халил и Казан действительно уже с 733 г.х. могли быть правителями в территориях караунасов, однако в силу своего политического статуса еще не имели прав на чеканку монет. Только захват домом Никудера центральной власти в Чагатайском улусе позволил начать им свой именной чекан. Версия Ибн Баттуты сходится с версией темуридских историков в том, что в 1340-е годы дом Никудера одержал верх над домом Дувы. Это стало воплощением многолетних северных военно-политических амбиций караунасов-никудерийцев, заявленных еще Ясавуром. Если раньше Чагатаиды дома Дувы поддержали Картов в борьбе с Ясавуром, то теперь Карты поддержали его сына Халила в борьбе с восточным Чагатаидами. Одной из причин потери информации о султане Халиле и Казан-хане мог быть урон, причиненный городской культуре Центральной Азии «великой чумой» 40-50-х годов XIV в.

Амир Темур, караунасы и никудерийцы

        Вернемся снова к амиру Темуру и обратим внимание на следующие факты.
       1) В 1362 г., будучи полностью вытесненными из пределов Мавераннахра моголами, амиры Хусейн и Темур ушли на юг за Гиндукуш в сторону Кандагара и нашли убежище у Тумана – старшего бека тысячи никудерийцев. Отсюда два амира со своими отрядами выступили как наемная военная сила в интересах правителя Систана [Йазди, 2004, 18а, 18б].
       2) Родственником главы никудерийцев Тумана был ближайший соратник Темура – амир Ходжа Сейф ад-Дин. Это один из самых крупных военачальников Темура. Ходжа Сейф ад-Дин возглавлял правый канбул в походах 1391 и 1395 гг. против Тохтамыша. В 1379-80 гг. именно он был отправлен прибыл к Гийас ад-Дину Карту с требованием об участии в курултае в Самарканде. Он же в 1382-83 гг. вместе с амиром Ак-Бугой подавлял восстание гератцев [Фасих 1980: 102, 107]. В 1383-84 гг. армия Ходжи Сейф ад-Дина взяла Кандагар и казнила его правителя – того же амира никудерийцев Тумана.
       3) Другой ближайший соратник амира Темура Чеку Барлас в самом начале правления в 1372 г. был назначен правителем Кабула, Кундуза и Баглана и тем самым получил командование над формировавшейся здесь каранаусской армией из 3 туменов. После смерти в 1383-1384 гг. ему наследовал сын Джаханшах, который принял на себя командование каранаусами и в битвах при Тереке (1395 г.), Дели (1399 г.) возглавлял левое крыло войска Темура. Показательна также мобилизация военных сил в индийском походе 1398-1399 гг. Авангардный кул формировался в Кандагаре, а левое крыло в Кабуле. Напомним также, что после смерти Мухаммад-Султана амир Темур объявил своим преемником другого сына Джехангира - Пир-Мухаммад Кабули, уделом которого были центральные области современного Афганистана.
       4) По сути в первое десятилетие правления амира Темура именно караунасы были его главной опорой. Помимо противоборства с джете Моголистана, противостояния с Хорезмом и ордой Урус-хана ему пришлось постоянно сталкиваться с сопротивлением главных племен Мавераннахра и их вождей. Один из наиболее крупных мятежей возглавил тот самый амир джалаиров Адил-шах Бахрам, который получил в жены дочь Тармаширина. В 1376 г. во время похода Темура в Хорезм армия мятежных амиров даже осадила Самарканд. Все эти годы относительно спокойным для амира Темура, его военным тылом (кроме удела барласов) был только юг – области караунасов. Большой военно-политической удачей Темура было то, что ему удалось использовать потенциал караунасов для обретения лидерства в Чагатайском улусе в противостоянии с домом Дувы, базой которого стал Моголистан.
       5) Теснейшая связь успехов амир Темура с караунасами, похоже подтверждает факт, содержащийся в его так называемой «Автобиографии», где сообщается, что уже в молодые годы он выдвинулся на службе у амира Казагана и даже получил в жены его внучку. К этому времени относится установление его контактов с Хусейном и другими амирами караунасов, а также, возможно и первые походы на юг – за Гиндукуш.
       Все эти обстоятельства фиксируют важное военно-политическое значение караунасов в государстве амира Темура, а также существование некоторой политической преемственности по линии «Ясавур - Халил и Казан - Казаган и Хусейн - Темур». Отсюда, видимо, и исходит матримониальное решение амира Темура в пользу Сарай-Мульк-Ханум. Похоже, что дом Никудера был уничтожен в период правления амира Казагана, но южные караунасы в области Гармсира и Кандагара сохранили за собой этноним «никудерийцы». Наиболее активную роль стали играть северные караунасы из областей Кабула, Баглана и Кундуза, во главе которых встал дом амира Казагана.

Султан Халил и Халил-ата

       Обратим внимание еще на один момент. Борьба коалиции дома Никудера и Картов с восточным Чагатаидами была газаватом против неверных. Победа дома Никудера, видимо, и отражает окончательную победу мусульманской религиозной традиции в западной части Чагатайского улуса. В мусульманской литературе имеются также сведения о правлении в Мавераннахре султана-дервиша шейха Халил-ата. Этот шейх принял посвящение от шейха «яссавийа» Тадж-Ходжи и являлся одним из наставников Баха ад-Дина Накшбанда (1317-1389) [Тримингэм 1989: 58-59]. Можно допустить, что шейх Халил-ата и султан Халил одно лицо.
       В предполагаемые годы правления султана Халила 1341-1344 гг. в Мавераннахре Баха ад-Дину Накшбанду было 24-27 лет, что хорошо соответствует возрасту ученичества. Возможно и султан Герата, уважая сан шейха, дал ему как побежденному правителю шанс осуществить смирение в суфийском уединении. Обратим внимание, что из трех путешествий Баха ад-Дина Накшбанда два были связаны с хаджем, а одно – с посещением двора Му‘изз ад-Дина Карта, который проявил интерес к его учению. Считается, что шейх Халил умер в 1347 г., что стыкуется с информацией Ибн Баттуты. Практически к тому же выводу о Халил-ата пришел и историк суфизма Кныш А.Д., который уверенно отождествляет его с Казан-ханом (Кадан/Газан Ханом) [Кныш 2004: 250-251].        Поскольку одним из соратников султана Халила был глава священного рода термезских сеййидов – худавандзаде Ала ал-Мулк, то это также может быть признанием высокого духовного статуса Халила. Термезские сеййиды, похоже, имели особое почитание в среде караунасов. Тогда понятно, почему такое большое значение имела их поддержка для амира Темура. Вспомним роль, которую сыграли худовандзаде Термеза на решающем курултае накануне свержения амира Хусейна. Видимо не случайно и то, что вплотную к мавзолею отца Темура в Шахрисябзе находится мавзолей «Гумбези Сеййидон», где находится несколько погребений термезских сеййидов.

* * *

       Окончательного решения проблемы правления Халила и Казана еще нет. Здесь изложены только некоторые идеи реконструкции исторических событий, которые могут быть предложены к обсуждению. Они несколько меняют традиционные представления как о чагатайской истории, так и об основаниях, которые позволили прийти к власти амиру Темуру. Многие моменты еще далеки от ясности. Необходимо сверить эти подходы с более широким кругом исторических источников и нумизматическими данными. Но целый ряд совпадений дают основания считать, что «истина где-то рядом».

Литература

1. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. III. Пер. с перс. Арендса А.К. Ред. Ромаскевича А.А., Бертельса Е.Э. и Якубовского А.Ю. М.,Л., 1946.
2. Та’рих-и Систан («История Систана»). Пер., введ. и коммент. Л.П.Смирновой. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1974.
3. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-дин Мухаммад Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод). Пер., пред., прим.и указат. Юсуповой Д.Ю. Ташкент, 1980.
4. Шаруфуддин Али Йазди. Зафарнаме / Пер. староузб. А.Ахмедова. Рукопись. – Ташкент, 2004.
5. Бартольд В.В. Соч.. Т.2. Ч.2. М., 1964.
6. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. – М., 1988.
7. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д.Кныш; пер.с англ. М.Г.Романова. – СПб: Изд. «ДИЛЯ», 2004.
8. Массон М.Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидов (по поводу Таласского клада монет XIV в.) // В сб. Труды САГУ. Новая серия. Вып. CXI. – Ташкент, 1957, С.41-108.
9. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. – М., 1964.
10. Лен-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Пер. с англ., прим. Бартольда В.В. // В сб. Абуль-Гази-Багадур-хан..., Иоакинф…, Лен-Пуль Стэнли… – Москва-Ташкент-Бишкек, 1996, С.321-541.
11. Петров П.Н. Смута 1340-х гг. в государстве Чагатаидов (нумизматические данные) // Одиннадцатая всероссийская нумизматическая конференция. СПб. 14-18 апреля 2003. Тезисы докладов и сообщений. СПб., изд-во ГЭ, 2003, С. 104-106.
12. Петров П.Н., Кошевар В.Г. Клад № 5 и отдельные нумизматические находки из Киргизии //Нумизматика, октябрь, 2003, С.23-27.
13. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. Пер. с англ. Степанова Л.В., Ястребовой И.П. и Княжинской Л.А. Ред. и пред. Антоновой К.А. – М., 1954.
14. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. Ставиской А.А. Ред. и пред. Акимушкина О.Ф. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит-ры, 1989.
15. Арапов А.В. «Чудеса» путешествия Ибн Баттуты по Средней Азии // «Эхо истории», Ташкент, 2003, N3-4, C.38-43.
16. Арапов А.В. Караунасы-никудерийцы и их роль в чагатайской истории // Общественные науки Узбекистана, Ташкент, 2004, N 2-3, C. 61-67.


/Доклад на международной научной конференции «Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов:
археология, история, этнология, культура» (2-5 ноября 2004 г., Санкт-Петербург) памяти Беленицкого А.М./




Хостинг от uCoz