Иллюстрации
Средневековые боевые барабаны, Музей вооруженных сил, Ташкент
Дворцовые барабаны на средневековых миниатюрах
Использование барабанов в бою на средневековых миниатюрах
|
Арапов
А.В.
«НАУБА» («НАБАТ») ИСКАНДАРА Средневековые историки сообщают о любопытном факте. После победы в 1210 году над «безбожниками» кара-хитаями, более полувека владевшими Мавераннахром, Хорезмшах Мухаммад решил закрепить свой статус среди правителей Среднего Востока введением при своем дворе особого царского церемониала - «наубы» Зу-л-Карнайна. Искандар Зу-л-Карнайн (Двурогий) – имя, которое на Востоке закрепилось за Александром Македонским. «Науба» («навбат») – арабское слово, означающее церемониальный музыкальный салют, отбиваемый в честь правителя на барабанах и литаврах (ударный инструмент типа барабана с корпусом в виде полусферы) специальной командой музыкантов. Науба Великих Сельджуков Науба, судя по всему, не
«изобретение» Хорезмшахов, а следование сакрально-политическим
традициям империи Великих Сельджуков. Известно, что церемониальная
музыка у Сельджукидов наделялась сакрально-магическим значением, а
исполнение её перед боем было своеобразной «молитвой», поднимавшей
военные деяния кочевников на «высоту религиозного подвига» ([4],
C.151). В государствах Сельджукидов исполнение науба было
прерогативой владетельных лиц. Каждому рангу соответствовало
определенное число науба, выражаемое также «цветом» наубы. Пять
науба отбивалось только в честь султана. Исполнение большего числа
науб, чем положено, рассматривалось как неповиновение ([1], C.197).
Халифы и царские церемониалы Церемониал наубы, скорее
всего, древнее времени Сельджукидов. Так известно, что отличительным
признаком верховной власти аббасидских Халифов была ежедневный
ритуал извещения об их молитве, т.е. 5 раз в день, боем барабанов,
звоном литавр и звуками труб. Учитывая отрицательное отношение
раннего ислама к парадности, можно утверждать, что этот ритуал
воспринят извне, и, наиболее вероятным кажется ирано-сасанидское
происхождение. Из древнеиранской традиции также был заимствован
такой обязательный атрибут тронных выходов аббасидских халифов как
зонт, который дополнили священные исламские символы: плащ, меч и
посох Пророка Мухаммада. Зонт не только укрывал халифа, но и
считался символом его величия, то же было и у Сельджуков, а позднее
Темуридов ([4], C.157). Семантика боя царского барабана То, что в царском церемониале
используется именно барабан, не случайно. Если знамя, зонт –
зрительные атрибуты, сигналы царской власти, то барабан – звуковой
атрибут, судя по всему и возникший как «царский» музыкальный
инструмент. Громкий ритмичный звук барабанного боя – это однозначный
сигнал к вниманию, сосредоточенности, прокламирующий в царских
церемониалах верховный сакральный статус правителя. Звучание
царского барабана это - также сигналы тревоги, опасности и
экстренных событий. Царский барабан – обязательный участник военных
действий, управляющий движением войск. Причем в ходе сражений
воинские соединения различали звуковые сигналы барабанов разных
полководцев. Образ Искандара в сакрально-политических традициях Сельджуков Упоминание о наубе имеется в
поэме об Искандаре индо-персидского поэта Амира Хосрова (1253-1325),
который сообщает, что при дворе Александра исполнение этой музыки
было ежедневным царским церемониалом. У Александра он производился
три раза в день, а у сельджукского султана Санджара пять раз ([2],
C.86,87). Эти два имени имели в XIII-XIV вв. на Среднем Востоке
очень близкое военно-политическое и сакральное значение. Тот же
хорезмшах Мухаммад присоединил к своей тронной титулатуре как имя
«Искандар-и Сани (Искандара Второго)», так и имя великого
сельджукского султана Санджара. Науба Искандара и солярный культ Обратим также внимание, что при
Хорезмшахе Мухаммаде науба Искандара исполнялась во время восхода и
захода Солнца. Случайно ли это? Возможный ответ подсказывает
литературная версия истории Искандара Зу-л-Карнайна в «Шах-намэ»
Фирдоуси и «Хамсе» Низами. Ими описан эпизод похода Александра,
когда он достигает места восхода Солнца и спасает свою армию от
убийственного шума восходящего светила исполнением барабанного боя.
В XIII в. францисканские монахи принесли в Европу версию романа о
Чингиз-хане, где в аналогичной ситуации монгольский правитель не
нашел средства против «шума солнца» и потерпел поражение. Науба Искандара как акт царского священодействия Пусть по средневековым
представлениям восходящее Солнце издает ужасный шум. Но как может
заглушить его звук барабанного боя? Возможно речь идет не просто о
барабанном бое, а бое царских барабанов как очень древнем ритуале
царского священнодействия. Одним из мест возникновения этой традиции
была Древняя Мессопотамия. Клинопись на глинянных табличка сохранила
сведения, что уже при шумерах сакральные царские церемониалы
сопровождались барабанным боем: «В священный барабан и литавры
ударяя, пред очами светлой Иннанны они шествуют…» ([5], C.270).
* * * Историческая судьба
церемониальной барабанной музыки на Среднем Востоке выявила
удивительную преемственность сакрально-культовых ритуалов. При этом
семантическая нить, связывающая восточные барабанные церемониалы с
Искандаром и солярным культом, фиксирует своеобразную и достаточно
устойчивую средневосточную традицию культа Александра,
«перекодировавшегося» и в исламскую культуру. Еще в XIX-начале XX
вв. в Бухарском и Хивинском ханстве музыка барабанов «нагара» были
обязательным атрибутом торжественных государственных событий, а в
дворцовом комплексе хивинских ханов Куня-Арк существовала
специальная арена для боя барабанов. |