|
"ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ" (исторический справочник) ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНЫ - первая половина XX века АБДУРАУФ ФИТРАТ (1885-1938) Настоящее имя – Абдул Рауф Абдурахим-оглы. Он родился в Бухаре, в семье мелкого торговца и путешественника. Окончил квартальную школу и известное бухарское медресе «Мир Араб». В 1904 г. совершил паломничество в Мекку. До 1913 г. учился в Стамбульском университете. По возвращению в Бухару был хранителем библиотеки бухарского эмира. Литературную деятельность начал еще в годы зарубежной учебы. Писал под псевдонимом Фитрат (Фитрет). Его произведение “Мунозара” было издано в 1909 г. в Стамбуле. В 1910-х г. были изданы его произведения «Сайха», «Баёноти сайёхи хинди (Рассказы индийского путешественника)», “Рахбари нажот”, “Оила”, “Бибижон”, “Мавлуди шариф”, “Або Муслим”. Абдурауф Фитрат был одной из наиболее активных фигур культурно-просветительского движения джадидов. Участвовал в организации новометодных школ, создал для них ряд учебников. Перу Фитрата принадлежат драмы «Гробница Тимура», «Огузхан», научные произведения: «Тилимиз», «Узбек тили сарф китоби», «Узбек тили нахв китоби», «Шеър ва шоирлик», «Адабиёт коидалари» «Аруз хакида», научные трактаты посвященные «Девону луготит турк», «Мукаддимат ул-адаб», «Кутадгу билиг», «Хибат ул-хакоик». Фитрат - автор статей о жизни и творчестве Ахмада Яссави, Алишера Навои, Бабура, Мухаммада Солиха, Машраба, Умархона, Турди, Фирдоуси, Омара Хайяма, Бедила, книги об истории ислама «Мухтасар ислом тарихи», трудов по истории узбекской литературы. Он собрал ценнейшую коллекцию старинных восточных рукописей, которая в 1934 г. поступила в Государственную публичную библиотеку в г. Ташкенте. После февральской революции 1917 г. вместе с Ф.Ходжаевым (1896-1938) был одним из главных организаторов партии младобухарцев, автором политической программы этой партии. После неудачи «похода Колесова» Фитрат переехал в Бухару и зимой 1918-19 гг. основал в Ташкенте культурное общество «Чагатай гурунги (Чагатайские беседы)». В 1919 г. вступил в ряды бухарской коммунистической партии и входил в состав ее ЦК. В конце 1920 г. вошел в состав правительства Бухарской Народной Советской Республики, возглавляемого Ф.Ходжаевым. Здесь он занимал различные должности: заведующего вакуфным управлением, назира (министра) иностранных дел (1922 г.), назира просвещения (1922-1923 г.) и заместителя председателя Совета Труда БНСР (1923г.). В этот период Фитрат открывает в Бухаре Восточную музыкальную школу и организует нотную запись Бухарского Шашмакома - монументального цикла традиционных вокальных и инструментальных произведений. В июне 1923 г. вместе с рядом других членов бухарского правительства был смещен с должности и сослан. После возвращения в 1927 г. из ссылки Фитрат преподавал в Самаркандском высшем педагогическом институте, вместе с Чулпаном участвовал в организации литературного общества «Кзыл калям». Являлся близким другом и неофициальным советником в сфере культуры и просвещения председателя Совета Народных комиссаров Узбекской ССР Ф.Ходжаева. На первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской гарфики. С начала 1930-х г. подвергался гонениям в печати как «контрреволюционный писатель», глава «пантюркистской группы чагатаистов». Некоторое время работал внештатным сотрудником Института востоковедения АН СССР. Арестован 22 июня 1937 г. как один из лидеров и идеолог националистического заговора, возглавляемого Ф.Ходжаевым. В октябре 1938 г. выездная сессия военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ташкенте приговорила писателей Фитрата, Чулпана и Абдуллу Кадыри к расстрелу как буржуазных националистов и противников советского строя. В 1960-х г. был посмертно реабилитирован. В 1996 г. в Бухаре был открыт мемориальный музей Абдурауфа Фитрата. |