|
Труды Байсунской научной экспедииции.
Выпуск I.
- Ташкент, 2003
Каюмов А., Аширов А.
ОСОБЕННОСТИ
ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ БАЙСУНА
В различные исторические
периоды в Байсуне и прилегающих к нему территориях появлялись, оседали и
смешивались с местным населением многочисленные этнические группы. В
результате здесь сложилась своеобразная хозяйственно-культурная среда
обитания.
В кишлаках Сарыасия,
Авлод, Пассурхи, Бибиширин, Кучкак, Рабат, Кафирун, Шайит, Газа, Пайгабаши на
протяжении длительного времени вместе проживают таджики и такие этнические
группы узбекского народа, как тюрки, кунграты, катаганы, чагатаи, карлуки (1,
с. 36). Именно поэтому здесь можно наблюдать общие элементы в языке, обычаях,
свадебных и траурных ритуалах, а также в одежде, особенностях ведения
хозяйства и даже в устном народном творчестве. Следовательно, не будет ошибкой
сказать, что в результате взаимовлияния разных этнических групп, культур,
диалектов и языков возник своеобразный «Байсун-кунгратский народ» со своей
своеобразной культурой.
Байсун расположен на
склоне горы, которая служит как бы природной защитой, оберегая город от
внешней угрозы. Пусть даже с одной стороны. От крупных посёлков городского
типа Байсун отличается тем, что в нём, по свидетельству Б.Кармышевой, имелись
крепость беков и чиновников, мечети и несколько медресе, большой базар,
торговые лавки и ремесленные ряды (2, с. 39). Другие исследователи также
признают наличие этих признаков в Байсуне. Это место считалось городом в
полном смысле этого слова, и вокруг него были расположены кишлаки. Обычно
административный центр обносился глинобитной стеной, и неизвестно, включала ли
эта стена примыкавшие к городу кишлаки. Начиная с XVII в. Байсун превратился в
один из центров Бухарского эмирата и был известен как центр бекства. Хотя
здесь в основном проживали представители местного оседлого населения, они
занимались ремёслами и торговлей наряду с земледелием. По этой причине четкой
границы между городом и находящимися рядом кишлаками не было. По мнению
исследователей, эта особенность присуща именно городам восточной Бухары. С
наступлением весны городские жители, как правило, переселяются в свои сады на
окраинах города или на участки с бахчевыми культурами (3, с. 203-211). Это
особенно характерно для города Байсун, так как кишлаки Сарыасия, Авлод, Шайит,
Багиболо практически неотделимы от города и считаются его составной частью.
Для населения кишлаков,
расположенных у подножия Байсунтага, город Байсун имеет особое значение как
административно-культурный центр. Он обеспечивает взаимные торговые и
культурные отношения, оказывает большое влияние на развитие хозяйственных
связей, сохранение традиций, обычаев и ритуалов различных этнических групп.
Среди исследователей
имеются разные мнения об этимологии топонима Байсун. В узбекской национальной
версии эпоса «Алпамыш» название Байсун часто употребляется как
«Байсун-кунгратский народ», «Байсунская степь», «Байсун в цветущей джиде».
Фольклорист Ж.Хошниязов считает, что термин «байсин» состоит из слов «бай»,
что означает «род, племя, народ, улус» и «син» - «простодушный, бесхитростный,
прямодушный человек». Следовательно, по его мнению, «байсин» - это «племя
прямодушных людей» (4, с. 140-141). М.Джураев поддерживает это предположение
Ж.Хошниязова, подчеркивая, что «байсин» - это не название местности, а
название рода и скорее всего этноним «бай-усун», т.е. «племя усунов», или
«край усуной» (5, 149-бет).
Согласно Ж.Хошниязову,
когда-то на берегу Аральского моря находилась местность под названием Жийдали
Байсун (Байсун в цветущей джиде), но в результате переселения тюркских родов
(XIV в.), обосновавшихся в границах современной Сурхандарьинской области,
племена в память о своей исконной родине дали название Байсун своему новому
пристанищу. Подобное предположение в своё время высказал и Х.Зарифов (6).
Однако существует мнение,
что, судя по происхождению, Байсунский район Сурхандарьинской области - родина
Алпамыша. Возможно, Байсун сначала был этнонимом, который позднее превратился
в топоним. Многие исследователи придерживаются такого мнения.
Основную часть населения
города Байсун составляют узбеки и таджики, поэтому ему присуще двуязычие.
Изучая этнический состав, можно заметить, что в разных гузарах Байсуна
смешанно проживают тюрки, кунграты, катаганы, чагатаи, карлуки, дурмены,
хардури и хаджи. Кроме того, здесь встречаются представители
локально-ограниченных групп, таких, как дарбанди, мачайи, сайроби, пенджаби.
Поскольку они длительное время проживают вместе, им удалось сохранить лишь
название этнической группы, к которой они принадлежат. Важно отметить, что
хотя население состоит из разнообразных, но имеющих свои особенности
этнических групп, все же брачные отношения представлены в экзогамном виде.
Население настолько перемешано, что практически невозможно провести черту,
разграничивающую язык, культурно-хозяйственные или этнические особенности.
Байсун также был известен
многими видами ремесленного производства. В XIV-XIX вв. здесь было широко
развито производство шелковых тканей, глиняной посуды, кузнечное, ювелирное
ремесло и изготовление предметов из железа. Сохранение названий ремесел в
названиях гузаров, таких, как Заргаргузар (гузар ювелиров), Кассобгузар (гузар
мясников), Чармгарлар (кожевенники), Дегрезлар (литейщики), Дукчилар (мастера
по изготовлению веретён) и Сангудас (чугунолитейщики), свидетельствует о
широком развитии в регионе ремесленного производства. Предки
семидесятипятилетнего жителя кишлака Сарыасия Мусурмана Каххарова были
ткачами. До настоящего времени он и его дети продолжают заниматься этим
ремеслом. Они на ткацком станке ткут шёлковые ткани, алачу (полосатая бумажная
или полушёлковая материя) и бязь (грубое хлопчатобумажное полотно) (7). В
Байсуне также высоко развито горное зодчество. В строительстве домов,
хозяйственных зданий, сооружений бытового обслуживания сохраняется
своеобразный стиль и композиции зодчих древнего Байсуна.
У подножия Байсунтага
расположены кишлаки Дарбанд, Сайроб, Мачай - древние места обитания людей,
которые оказали заметное влияние на культурную жизнь всего региона. Эти
кишлаки в свою очередь разделены на большие и малые местности (мавзе), каждая
из которых сохранила свое историческое название. По имеющимся данным, в состав
кишлака Дарбанд входят местности Чамбул, Капчигай, Акмечеть, Испандияр,
Курган, Кызылкишлак, Базарсай, Кошасия, Бирга-бир, Човди, Ялгызбулак, Коскак,
Чашми, Кушкак, Гурум, Сесанги, Кунакпая, Ташкалок, Кызылкутан, Талли, Питов,
расположенные по левому и правому берегам реки (8). Множество кишлаков с
такими названиями упоминается в исторических источниках средних веков.
Название кишлака Дарбанд
(в произношении местного населения – Дербент) Т.Нафасов считает оронимом (виды
и формы рельефа). В его толковании дарбанд - преграда, подступ, порог, начало
пути через гору; самое тесное, узкое место в ущелье (9, 57-бет). По мнению
Ш.Рахманова, в переводе с таджикского «дар» - «дверь», а «банд» - закрыто, то
есть «закрытая дверь», что указывает на крепко запертые и прочные знаменитые
Железные ворота вблизи кишлака (10, с. 51).
Как свидетельствуют
данные полевых материалов, население Дарбанда делится на своего рода
патронимы, то есть семейно-родственные группы, которые проживают смешанно в
вышеперечисленных участках Дарбанда (11). Так, группа Момо Алиги многочисленна
и составляет 5 ветвей; название группы Буччаги связано с легендой о животных и
также состоит из 5 ветвей; Шады - Хаджаги - относительно малочисленная группа,
состоящая из 4 ветвей. Эти семейно-родственные группы с давних времён
находились друг с другом в брачных отношениях и в известной степени
поддерживали брачные связи с жителями Сайроба, Мачая, Байсуна. Примером этому
могут служить часто встречающиеся в Байсуне представители дарбанди.
Кишлак Сайроб расположен
на обочине древнего торгового пути. Он, в свою очередь, разделён на несколько
мавзе (местностей). В Илалик, Кабути, Чинар, Пайкум, Каликурган проживает род
нимдаха, который в свою очередь подразделяется на небольшие роды - авлоди
келдик и авлоди мардони. Род туркони (12, с. 26), состоящий из небольших
родовых подразделений авлоди эттурк и авлоди арбоб, проживает в местностях
Кызылджар, Кудук, Кали Мушкул, Обгир, Минжок, Бадамчилик. По сведениям
Б.Кармышевой, население Сайроба состоит из следующих четырёх родственных
групп: келдик, мардони, арбоби и етти уруг (13, с. 19). Кроме того, в разных
частях кишлака живут хаджи и сайиды.
Древний кишлак Мачай,
расположенный у подножия Байсунтага, обладает своеобразными этническими
особенностями. Он делится на верхний, средний и нижний Мачай. Археологи
признают, что Мачай был местом обитания людей ещё с древних времён.
Археологическими исследованиями доказано, что даже в средние века здесь
находилась укреплённая крепость, а развалины старого кишлака Аккишлак
свидетельствуют о проживавших здесь людях с высоким уровнем культуры
земледелия и хорошо развитыми ремёслами.
Известно, что в кишлаке
Мачай вместе проживали узбеки, таджики и представители других народов.
Население этого кишлака говорит на узбекском и таджикском языках. По
сообщениям исследователей, в Мачае живут хардури, барласы, кенагасы, тохчи и
даже иранцы (в местности Кодок верхнего Мачая) (14). Постоянные культурные
связи жителей Мачая и Байсуна способствовали утверждению здесь своеобразных
традиций региона.
Помимо общих традиций,
приобретенных за время совместного проживания, жители каждого из
вышеперечисленных кишлаков сохранили свои семейные ритуалы, обычаи,
собственный бытовой уклад жизни. Свято хранит на протяжении веков культурное
наследие своего народа также население расположенных в восточной и
северо-восточной стороне Байсуна горных кишлаков Кайрок, Дугоба, Гумматак,
Алачапан, Курганча, Аманхона, Инкабад и др. Глубокий научный анализ всех
аспектов этнического состава населения Байсунского региона поможет раскрыть
еще не исследованные грани Байсунской культуры.
Литература
1. Каюмов А. Этнический
состав населения Шерабадского оазиса // ОНУ. 1998. № 3.
2. Кармышева Б.Х. Очерки
этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
3. Сухарева О.А. Традиции
сочетания городских и сельских занятий в Средней Азии конца XIX-начала ХХ века
// Товарно-денежные отношения на
Ближнем и Среднем
Востоке в эпоху средневековья. М., 1979.
4. Есбергенов Х.,
Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре. Т., 1998.
5. Жураев М. Алпомиш
достонида мифологик образлар // Алпомиш - њзбек љахрамонлик эпоси. Т., 1999.
6. Зарифов Х.Т. Основные
мотивы эпоса «Алпамыш» // Об эпосе «Алпамыш». Т., 1959.
7. Полевые материалы.
Байсун, май 1997 г.
8. Полевые материалы.
Дарбанд, апрель 1996 г.
9. Нафасов Т. Њзбекистон
топонимларининг изољли луђати. Т., 1988.
10. Рахманов Ш.А. Новые
данные о стене Железных ворот // ОНУ. 1994. № 1-2.
11. Полевые материалы.
Дарбанд, апрель 1996 г. Сведения записаны со слов восьмидесятипятилетнего
Хайдара Авлиёзаде угли из Дарбанда.
12. Кисляков Н.А.
Сайробские таджики // СЭ. 1965. № 2.
13. Кармышева Б.Х.
Некоторые данные к этногенезу населения южных и западных районов Узбекистана
// Краткие сообщения Института
этнографии АН СССР.
1957. Вып. 27.
14. Полевые материалы.
Мачай, апрель 1996 г.
|