|
Труды Байсунской научной экспедииции.
Выпуск I.
- Ташкент, 2003
Кичкилов Х.
ЮРТЫ УЗБЕКСКИХ КУНГРАТОВ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ
В
конце ХIХ-начале XX в. население Сурханского оазиса, занимающееся полуоседлым
земледелием, проживало в основном в юртах (кочевых кибитках), которые в народе
ещё называют “чёрным домом”.
Войлочная юрта состоит из: 1) кераги (решётчатый каркас нижней цилиндрической
части), увука (загнутый длинный прут, соединяющий чангарак с керагой) и
чангарака (верхний обод верхней конусообразной части юрты) из ивовых прутьев,
называющегося «скелетом» жилища; 2) из материала для покрытия крыши строения -
турлика (войлок, который набрасывается с внешней стороны юрты чуть выше
загнутого места увука и почти до половины кераги), узука (две части войлока,
набрасываемого сверху турлика и полностью закрывающего крышу дома) и 3)
специальной материи для покрытия отверстия крыши. Керага - решётчатый каркас
жилища состоит от 48 до 72 голов. В одной юрте бывает четыре кераги, каждая из
которых занимает четвертую часть жилища и называется крылом. Когда все четыре
кераги соединяются в один круг, образуется круговая решётчатая часть юрты.
Если в каждом крыле было по 12 ушек (верхнее «х»-образное место кераги, где
она соединяется с нижней частью увука, которое иногда называют «чинок»),
считалось, что юрта состоит из 48 голов (т.е. ушек), а если было по 16 ушек,
то из 64 (1). Решётки кераги укреплялись специальными лентами - кук (так
называемые намётки), изготовленными из кожи верблюда и быка. Место, где
соединялись крылья, называется джафсар, отверстия кераги, образованные от
соединённых крест-накрест прутьев, - кузанак, что означает ячея, или глаза.
Население оазиса, занимающееся оседлым земледелием, строило юрты с узкими
кузанаками, а кочевое или полукочевое - с широкими ячеями - ел кузанак, потому
что юрты с большими ячеями были легче и во время переезда на другое место их
было удобно перевозить на ослах, лошадях. После установления кераги и порога
юрты верхнюю часть кераги обвязывали красочной цветной петлей из тесьмы
шириной 25-30 см, сотканной из шерсти, а среднюю часть - цветной шерстяной
подпругой шириной 10-12 см. Оба конца натягивали на боковые пороги для того,
чтобы керага не покосилась и не оседала, а джафсары не разъединились.
Теперь
о чангараке и увуке юрты. Увуки изготовлялись из ивовых прутьев длиной 2-2,8
м, толщиной 2-3 см, их загнутые места крепились к чиноку. Количество увуков
зависело от того, из скольких голов состоит юрта. Если у юрты 48 голов, то у
нее 48 увуков, а если 64 головы, то увуков тоже 64. 5 увуков, устанавливаемых
над дверью, назывались етим увук (2) (букв.: сиротские увуки), потому что их
загнутые места были короткими, не больше 15-20 см. Концы увуков втыкались в
отверстия чангарака, который изготовляли в форме круга из согнутого ивового
прута. Диаметр чангарака 1,7-1,8 м, толщина 14-16 см. Его называют ещё каскок
(3).
Чтобы
установить «скелет» юрты, т.е. поставить её вертикально, сначала загнутые
места двух увуков связывались друг с другом в форме козьего рога, и с их
помощью чангарак поднимался наверх. Две или три женщины втыкали концы увуков в
нижние отверстия чангарака, а нижние части увуков укрепляли к ушкам (чинокам)
кераги. После установления увуков они укреплялись тесьмой. Тесьму ткали из
разноцветной шерсти шириной 5-6 см. Ниже тесьмы, т.е. с загнутого места
увуков, натягивали кур (цветистая шерстяная петля из тесьмы шириной 30-40 см),
который обхватывал всю юрту. Ниже кура развешивали гулдуровук (красная
цветистая шерстяная лента шириной 20 см с бахромой, покрытая сетчатым узором).
Она украшала юрту (2). Верхняя часть юрты покрывалась двумя узуками и четырьмя
турликами, которые изготовлялись женщинами из кошмы. Турлик у карлуков ещё
назывался тувалик. Одним узуком покрывалась передняя часть юрты, другим -
задняя.
На
четыре крыла (джафсара) набрасывали 4 турлика, их верхние части находились под
узуками (2). Нижние части турликов закрывали нижнюю часть кераги. После
установления узуков внешнюю часть юрты натягивали белыми завязками (бов),
внутреннюю - красными. В результате внешняя часть казалась белой, а внутренняя
- красной. Верхняя часть чангарака, т.е. отверстие крыши - туйнук, покрывалась
войлоком, с четырёх сторон которого висели 4 пёстрых аркана (туйнук бов),
служившие для открытия и закрытия отверстия.
У
узбеков и таджиков оазиса раньше был обычай строить юрту перед тем, как женить
сына, а невеста должна была переступить порог этой юрты. Скелет юрты и войлоки
изготовлялись родственниками жениха, а внутренние украшения и оформление -
невесты. Войлоки юрты, предназначенные для молодой семьи, были из белой или
белесоватой шерсти, и юрта называлась ок уй (белая юрта). Через 7-8 лет войлок
чернел (тускнел) и внешнее оформление устаревало, тогда её уже называли кора
уй (чёрная юрта). А через 10-15 лет войлок заменяли, но он уже не обязательно
должен был быть из белой или белесоватой шерсти. То есть «белая юрта»
ставилась единственный раз в жизни и только для молодой семьи.
Если
жених был из богатой семьи и у него было 2 или 3 жены, то для каждой из них
ставилась отдельная “белая юрта”, и если умирала одна из них, то внешнее
оборудование (оформление) заменялось чёрными или тёмными войлоками.
У
узбеков Сурханского оазиса до сих пор сохранилось бранное выражение «уйинг
синсин» или «уйинг куйсин» (букв.: «чтоб твой дом разорился», «чтоб твой дом
сгорел»). Оно упоминается и в книге этнографа К.Шаниязова «Узбеки-карлуки»,
Смысл его: «чтоб умерла твоя жена», «чтоб ты остался без жены». Поэтому среди
кунгратов эти слова считались самым тяжёлым проклятием. До сего времени
употребляют выражение «уйи синибди» («его дом разорился»), когда хотят
сказать, что у кого-то умерла жена.
У
полуоседлых кочевников-узбеков оазиса лицевая сторона юрты была обращена на
юг. Во-первых, потому, чтобы осадки с запада и перекрёстные ветры с востока не
были направлены прямо на дверь; во-вторых, учитывались восход и заход солнца;
и то, что мусульманин не должен спать, вытянув ноги в кыблу
(сторона, в которую обращаются мусульмане во время молитвы).
У
узбеков Сурханского оазиса, в основном у населения племени кунграт, при входе
в юрту, справа (иргой) ставились посуда, котлы, дастархан, бурдюки и тулупы,
мука и мешочки со всякой снедью. Слева, ближе к порогу, висел полосатый мешок
из шали, где находился ячмень - корм для лошади, возле него висела конская
сбруя, на ушках кераги висели торба для корма, хурджун (перемётная сума),
узда, аркан, витый из козьей шерсти, пёстрая бечёвка и т.д. Хурджун и торбы
тоже ткали из шали и были полосатыми.
В
красном углу ставили напрамач – карлуки называли его мапрач (квадратный мешок,
лицевая сторона которого сделана из узорчатой ткани, боковые стороны сшиты из
такыра - ковра без ворса, где лежали дорогие вещи) и бугджому (большой
квадратный кусок материи для завёртывания одеял, одежды, на лицевой стороне
которого была вышивка в виде треугольника). Сверху складывались курпачи
(ватные одеяла) и матрацы. Напрамач издревле играл роль сундука, лицевая
сторона его была сшита из ворсистого узорчатого ковра, а боковые стороны - из
такыра. Высота напрамача 60-70 см, ширина 50-55 см, а длина около 1 метра.
Сверху, по окружности, имелись зацепки из шерстяных верёвок. Чтобы его удобно
было поднять, с боковой и задней сторон в зацепки вдевались палки длиной около
1,2 м. Когда напрамач наполняли вещами, сверху через зацепки вдевалась и
натягивалась верёвка. Поверх него ставили бугджому, а потом складывали
курпачи.
Бугджома имела длину 2,5 м, ширину 2-2,2 м. Раньше ее ткали из шерстяной
материи, позже - из красного сатина или двойного кумача, с лицевой стороны
сшивали узорчатую ткань в виде треугольника. Одежду и ткани укладывали таким
образом, что бугджома имела, во-первых, форму прямоугольного четырёхугольника,
во-вторых, узорчатый край в виде треугольника висел с лицевой стороны. Когда
бугджома заполнялась одеждой и материалами, она называлась бухча или бугча
(свёрток). В кишлаке Туда Бойсунского района бугджому делали из нескольких
дублёных козьих шкур, сшивая их вместе (1).
У
узбеков Сурханского оазиса для молодой семьи обязательно подготавливали
напрамач и бугджому. В богатых семьях имелись по 2-3 напрамача, которые
продавались в основном на базарах Денауского и Бойсунского районов. С правой
стороны поклажи висел узорчатый мешок ойна-халта (букв.: мешок для зеркала).
Там кроме зеркала находились нитки, иголки, расчёски, пуговицы и другая
мелочь.
Гости
сидели в красном углу, а когда не было гостей, там сидел глава семьи. Другие
члены семьи не смели сидеть выше главы семьи и не могли при нём возлежать. С
левой стороны при входе в юрту сидели мужчины, а с правой - женщины. Таким
образом, женщины находились там, где были предметы домашнего обихода, посуда,
еда. Эта традиция до настоящего времени сохранилась среди кунгратов
Сурханского оазиса.
В
красном углу юрты, куда прибывает невеста, вешали чимилдик, или гушанга
(занавес, преимущественно из белой ткани, закрывающий угол комнаты для
новобрачных), где новобрачные держали чилля (сорокадневье). В этот период
посторонних не пускали внутрь чимилдика. Мать невесты изготовляла для
новобрачных хасали пустак (овчина), где молодожены проводили первую ночь.
Овчина делается один раз в жизни. Для ее изготовления выбирают 5-6 длинных
мягких овечьих шкур, дубят, потом 4 или 5 шкур кладут в котёл и красят разными
красками. А одной белой или чёрной шкуре придают четырёхугольную форму.
Разноцветные шкуры размером от 50-60 до 80-90 см резали в виде ленты шириной
12-14 см (1). Готовые ленты поочерёдно пришивались к цельной шкуре, которая
находилась в центре. Если у овчины в центре была чёрная шкура, то крайняя
лента пришивалась белого цвета, а если в середине хасали пустак была белая
шкура, то крайняя лента должна была быть чёрного цвета. Пока у молодой семьи
не появлялся первый ребёнок, в их юрте не было посуды, предметов домашнего
обихода. В ней были только напрамач и бухча с убранной постелью, а юрта
украшалась приданым невесты, ее платьями, узорчатыми коврами, которые ткала
она сама, вышивками и полотенцами с бахромой. После рождения первенца в юрту
вносились все вещи, необходимые для ребёнка. Остальные предметы домашнего
хозяйства, посуда и другие нужные вещи давались родителями жениха, когда он
отделялся от родительского дома самостоятельной семьёй.
У
полуоседлого кочевого населения Сурханского оазиса, занимающегося
скотоводством, тюфяки (подстилки) были сделаны из шалевых ковров, цветных или
бесцветных кошм, которые кунграты называют такиямат, а также из дублёных
овечьих и козьих шкур, т.е. из овчины. Сверх этой подстилки укладывались
матрацы (курпача), сшитые из обычной материи, вручную. Кроме них, в юрте ещё
имелись узорчатые курпачи и подушки, сшитые невестой. Внутри юрта освещалась
масляным светильником с ватным фитилём - кара чирок (чёрный светильник).
Основная масса населения узбекского племени карлук Сарыасийского района
Сурханского оазиса до начала XX в. в основном жила в шалашах, а богатые
узбеки-карлуки Шурчинского района - в юртах, как кунграты.
Источники
1.
Полевые записи. Бойсунский район. Кишлак Туда. 2000 г.
2.
Полевые записи. Шерабадский район. Кишлак Хомкон. 2000 г.
3.
Полевые записи. Бойсунский район. Кишлак Ходжабулган. 2000 г.
|