|
Труды Байсунской научной экспедииции.
Выпуск I.
- Ташкент, 2003
Аннаев
Т., Аннаев Ж.
Основные этапы освоения Байсуна и его округи
Горы
Байсунтау, входящие в систему Южного Гиссарского хребта, являлись важным
звеном в процессе заселения древнейшим человеком территории Южного
Узбекистана. Раскопки в гроте Тешик-Таш и пещере Амир Темур свидетельствуют о
том, что освоение первобытными людьми Байсунтау происходило в эпоху мустье
(средний палеолит) (1, с. 3-45). Этот процесс продолжился и в эпоху мезолита
(2).
Переломный этап в истории оазиса наступает в эллинистическую эпоху, когда в
ряде его мест появляются укрепленные населенные пункты. Выявление слоев и
связанных с ними находок конца IV-III вв. до н.э. в крепости Пойкурган
(Туманкурган), расположенной в местности Акджар, в 3 км к югу от центра
Байсун, - важный аргумент в пользу локализации некоторых упомянутых в связи с
походом войск Александра Македонского в горные районы Наутаки и Парейтакены
горных скал - петр - в пределах Байсунтау. Однако следует отметить, что куэст
Сусизтаг, сопоставляемые со скалой Сисимифра (3, с. 11), или же пограничная
стена Дарбанда не содержат археологического материала конца IV-III вв. до н.э.
Находки, выявленные в процессе изучения археологами пограничной стены
Дарбанда, в том числе рыбные блюда, явно уже эволюционировавшие,
свидетельствуют о том, что стена была основана во II в. до н.э., т.е. накануне
завоевания кочевниками Греко-Бактрийского царства. Наряду с Пойкурганом, судя
по толще культурных напластований, к числу памятников эллинистического времени
можно отнести также крепость Мунчактепа, возведенную в правобережье
Шерабаддарьи (4).
О
наличии определенного контингента из среды юеджей в округе Байсуна
свидетельствует могильник Рабат-I (название условное), расположенный на правом
берегу Хангарак(Байсун)-сая, у головной части современного арыка Рабат.
Костяки погребенных (всего сохранилось 10 погребений) строго ориентированы на
север. Основными предметами погребального комплекса, позволяющими установить
хронологические рамки могильника, являются: подвеска фаллического типа,
подвески в виде миниатюрной амфоры и «кукиша», виноградной грозди,
скарабеоида, цилиндрический бокал и сероглиняная чаша с выделенным дисковидным
поддоном и венчиком, загнутым внутрь (5, с. 23). Исходя из синхронизации этих
предметов с аналогичными из Пойкургана, для могильника Рабат-I была предложена
дата – I в. до н.э. (5, с. 24). Могильник Рабат-I, наряду с могильником
Хайранбаг (бассейн верхнего течения Тупалангдарьи), является самым ранним
археологическим комплексом в пределах Байсун-Кугитангтау, связанным с
юеджийской средой. Вероятно, один из путей проникновения юеджей, которые
участвовали в штурме Греко-Бактрийского царства, в Бактрию пролегал через
горный проход, известный под названием Железные ворота.
Период
господства кушан – знаменательная эпоха в истории Байсуна и его окрестностей.
В этот период Байсунтау становится самым северным рубежом этого государства
(6, с. 14-26), а отремонтированные стены Дарбанда с I в. н.э. приобрели статус
государственной границы (7, с. 34-39). В крепостях Пойкурган и Мунчактепа
осуществляются крупные строительные работы, а вдоль побережья Байсунсая в
пригодных для земледелия оазисах основываются новые населенные пункты (группа
поселений в местности Кофирун и Кургани-боло в Байсуне).
Судя
по монументальности архитектуры и качеству отделки внутренних сооружений,
крепость Пойкурган являлась местопребыванием правителя округи. При возведении
крепостей эллинистического и кушанского времени существенным моментом являлся
выбор местности. Преобладающим типом памятников кушанского периода были сильно
укрепленные крепости (Пойкурган, Узундара, Мунчактепа) из сырцового
квадратного кирпича или обтесанного камня (Узундара); входы и обводные стены
крепостей были усилены полукруглыми (Пойкурган) и прямоугольными (Мунчактепа)
башнями.
Археологические находки с этих поселений позволяют реконструировать черты
экономики и культуры региона. Здесь обращались кушанские монеты Канишки I
(ранний и поздний этапы чекана), обнаруженнные в Пойкургане, а также при
обследовании позднесредневековой калы Байсуна (8, с. 81). Для всего периода
правления кушан характерна широко представленная керамическая посуда двух
типов: красноглиняная и сероглиняная (преимущественно I в. до н.э.)
разнообразно украшенная, особенно формы крупной тарной посуды, иногда с
круговым штампиком в виде прыгающего оленя (Пойкурган). Оригинальной находкой
также является терракотовая фигурка богини, сидящей на троне (Пойкурган).
Сфера материальной культуры жителей Байсуна во многом определялась их тесной
связью с областью Чаганиан и особенно ее столицей - Дальверзинтепа.
В
конце II - начале III вв. Пойкурган был покинут жителями, и столица оазиса
переместилась в Кургани-боло (Верхний курган), расположенный в центре Байсуна.
В
раннем средневековье интенсивно осваиваются горные районы, прежде всего места,
богатые рудными источниками: Мунчактепа в Хомкане, Дуньётепа у Гардара и
другие. В предшествующий арабскому завоеванию период без каких-либо
архитектурных изменений функционирует проход Железные ворота и связанная с
ними оборонительная стена.
В
арабоязычных источниках IX-XII вв. (ал-Йакуби, Истахрий, Худуд ал-алам)
упомянут ряд населенных пунктов района, в том числе Байсун (Басанд). Басанд,
по Истахри, - селение со многими садами, которое находилось в двух днях пути
от города Чаганиана. В Худуд ал-алам Басанд характеризуется как укрепленное
место с многочисленным и воинственным населением (9, р. 114). В ходе
археолого-топографического обследования в Байсуне и его округе, в том числе у
населенного пункта Акджар, у слияний дороги Дарбанд-Байсун, Туда, Аулате,
Кафируне, Паданг и Курганче были выявлены средневековые селения. Возникновение
многих из них непосредственно было связано с формированием особого
Байсунтауского горнопромышленного района (10, с. 172). Следы горнорудной
промышленности прослежены в местностях Аулат и Паданг с поселением металлургов
у мавзолея Ходжа Кошкарон, расположенного по соседству с горнами для плавки
руды.
Не
менее важным пунктом средневековых металлургов являлся кишлак Туда, где
сохранилось средневековое селение Актепа, в непосредственной близости к
которому были открыты 10 горнов для плавки руды (11, с. 39). На перекрестке
дорог между Дарбандом и Байсуном выявлено поселение с горной архитектурой
средневекового Байсуна. На памятнике изучен жилой блок подквадратной формы с
основным входом с юго-западной стороны. По периметру его располагался
коридор, по сторонам которого находились индивидуальные прямоугольные
комнаты. В некоторых помещениях вдоль стен располагались суфы и отопительные
устройства типа сандала. С юго-западной стороны этой улицы, напротив жилого
комплекса находился хозяйственный блок, возведенный исключительно из рваного
камня. Выявленный жилой комплекс на Базартепа на основе монет и других находок
датируется концом XII - началом XIII вв.
Материальная культура Байсуна IX – начала XIII вв. представлена
преимущественно керамической посудой и незначительным количеством других
находок: бронзовый браслет, бусина из камня, керамические пуговицы и железные
гвозди, обнаруженные при раскопках Базартепа. Характерной чертой
средневекового керамического производства является преобладание лепной посуды.
Одноручные кувшины, горшки, котлы полусферической формы изготовлены из глины с
большим количеством шамота, снаружи они оформлены разнообразной орнаментацией
в виде треугольников, кругов и ломаных линий. В ряде случаев зафиксирована
лепная расписная керамика.
В
период правления Амира Темура и Темуридов Байсунтау и особенно «Темир кахлага»
(Железные ворота) сохранили свое значение как важные стратегические и торговые
пункты. Об этом, в частности, свидетельствует красноречивое описание посла
Клавихо в его «Дневнике»: «А этот проход в горах называется Железные ворота, и
во всей этой [местности] нет другого прохода, кроме этого. Он защищает
Самаркантское царство со стороны Малой Индии. И нет иного прохода, чтобы
проникнуть в земли самаркантские, кроме как через него; так же и жители
Самаркантской империи не могут попасть в земли Индии [иначе], как только через
этот проход. Этими Железными воротами владеет сеньор Тамурбек. И они ежегодно
приносят ему большой доход, так как [через них] проходят купцы, идущие из
Малой Индии в Самаркантское царство и в земли севернее его» (12, с. 101).
В
течение XVI в. Басанд входил в состав Балхского удела Шейбанидов. Этот
населенный пункт под названием Байсун впервые упоминается в XVII в. в труде
Балхского ученого-географа Махмуда ибн Вали (13, с. 94). С XVIII по начало XX
в. Байсун – составная часть Бухарского эмирата и будучи разделенным на
амлякдарства, управлялся Байсунским беком (11, с. 31).
Литература
1. Окладников А.П.
Исследование палеолитической пещеры Тешик-Таш // Труды Узбекистанского филиала
АН
СССР.
Т., 1940.
2. Исламов У. Пещера Мачай. Т., 1975.
3. Ртвеладзе Э.В. К вопросу о петрах // Древняя и
средневековая культура Сурхандарьи. Т., 2001.
4. Раскопки
археологического отряда Сурхандарьинского областногокраеведческого музея.
Руководители
К.А.Шейко,
Н.Л.Скугарова.
5. Абдуллаев К., Аннаев Б.Дж. Новый могильник
кушанского времени на юге Гиссарского хребта // Древняя и
средневековая
культура Сурхандарьи. Т., 2001.
6. Массон М.Е. К вопросу о северных границах
государства великих кушан // ОНУ. 1968. № 8.
7. Ртвеладзе Э.В. Стена Дарбанда Бактрийского //
ОНУ. 1986. № 12.
8. Ртвеладзе Э.В.
Разведочное изучение бактрийских памятников на юге Узбекистана // Древняя
Бактрия. Л.,
1984.
9.
Hudad
al-alam. The Regions of the World. Transl. and explain. by Ninersky.
London, 1937.
10.
Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. и др. Северная Бактрия - Тохаристан.
Т., 1990.
11. Аннаев
Б., Головов Б., Худойбердиев Ш. Байсун археологик ёдгорликлари. Т., 1999.
12. Руи
Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура
(1403-1406). М., 1990.
13. Махмуд
ибн Вали. Море тайн. Т., 1977.
|